«От слов бывает больно»
Цель:
- Проанализировать трудности и барьеры, возникающие в повседневном общении;
- рассмотреть приёмы управления своими эмоциями;
- научиться конструктивно реагировать на негативные эмоции партнёров по общению;
- развить у обучаемых способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.
Если родители не понимают ваши чувства, которые для вас так реальны, это серьезный повод разозлиться. Если мама или папа твердят вам, что вы «плохой», «ленивый» или «эгоистичный», вам кажется, что они не понимают, как больно вам слышать такие слова, тем более что вы и так уже все извелись и истерзались от того, что произошло. Вам кажется, что они не понимают, как досадно вам бывает, если вы хотите сделать что-то хорошо, а у вас ничего не выходит, потому что просто вы еще не все умеете. Ваши замыслы зачастую далеко опережают возможности.
Один девятилетний мальчик разозлился из-за того, как его мама восторгалась моделью корабля, которую он сделал для школьной ярмарки. Когда она воскликнула: «Ах, Саша, я в жизни не видела такой красивой лодочки!», Саша мрачно отозвался: «Да что в ней хорошего! Ты так говоришь просто потому, что меня любишь!» Того небесного видения, которое представало перед Сашей, когда он задумал модель, ему не достичь еще очень долго.
Иногда вам кажется, что родители не понимают, что вы чувствуете, если заставляют вас вместе с ними делать что-то, чего вам делать вовсе не хочется: играть в баскетбол, готовить, слушать классическую музыку, удить рыбу, смотреть балет. Они явно не соображают, что вам-то нравится футбол, живопись, чтение или экскурсии в планетарий.
Попробуйте некоторое время побыть рядом с ними — и вы поймете, что хотя интересы у вас и не совпадают, вам все равно приятно видеть родителей счастливыми. Может даже статься, что вы со временем полюбите занятия, которые ваши родители так рвутся с вами разделить. А потом вы сможете попросить их сделать что-то, что нравится вам.
Если родители решительно не в состоянии разделить ваши чувства, особенно когда вам очень плохо, — это верный признак, что они забыли, как чувствовали себя в вашем возрасте. Однажды Митя пришел из школы и даже не поздоровался с матерью — он ринулся в свою комнату и захлопнул дверь. Мама поднялась за ним и сказала, что он повел себя очень грубо и что она просит его помочь накрыть на стол к обеду. Когда Митя ответил, что ужасно устал и просит оставить его в покое, мама заявила: «Если ты так устал, что даже на стол накрыть не в состоянии, есть ты тоже не сможешь!» Потом вернулась из школы сестра Мити и спросила, дома ли Митя. Когда мама со вздохом ответила, что Митя ведет себя как последняя зараза, сестра Мити сказала: «А, так ты, наверное, не знаешь, что произошло. Учитель обвинил Митю в том, что он списывал на контрольной. Его одноклассники сказали мне, что шпаргалка его соседа, а Митя не хотел ябедничать».
- Вообще правильно рассказывать окружающим, почему вам худо, — если вы можете это объяснить; но иногда вы и сами не знаете, что с вами происходит. Тогда скажите так: «Хотя я и не знаю, что со мной сегодня, мне надо побыть одному» . Можете добавить: «Разве с тобой никогда не было так, что готов на стенку лезть, а почему — непонятно?»
Честный родитель ответит: «Конечно, бывало!»
Человек не м/оставаться равнодушным к окружающему его миру. Предметы и люди, с которыми он сталкивается, события, свидетелем или участником которых он становится, вызывают у человека различные чувства: радость, печаль, хорошее или плохое настроение, испуг, возмущение, гнев. Они выражают отношение человека к действительности.
Характер переживаний зависит от того, какое значение имеют различные объекты для человека, насколько они удовлетворяют его потребности. Чем полнее предмет удовлетворяет ту или иную потребность, тем более сильное положительное чувство он вызовет у человека.
Собственное поведение тоже вызывает у человека определённые чувства, и не всегда приятные. Бывает, что начинают терзать угрызения совести, — значит, какие-то поступки заслуживают осуждения. И мучительное, непроходящее чувство заставляет искать ошибку, призывает исправить сделанное.
Существуют различные формы переживания чувств: эмоции, аффекты, настроение, стрессовые состояния и чувства (в узком значении этого слова).
Данные формы образуют эмоциональную сферу личности, являющуюся одним из регуляторов поведения человека.
Аффекты – эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие.
Настроение – эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени всё поведение человека.
Чувства (в узком значении этого слова) характеризуются устойчивостью, длительностью, измеряемой не часами и днями, а месяцами и годами жизни их субъекта. Надо помнить, чем сильнее чувство, тем в меньшей мере его м/заслонить или исчерпать сиюминутные эмоции.
Эмоции с психическими процессами (ощущения, внимание, память, мышление и т.п.) находятся в сложной взаимосвязи.
Берегите своё здоровье!