ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 20 ноября 2003 г. № 73 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ (сайт Министерства образования Республики Беларусь)
Ресурсные центры по подготовке к олимпиаде по учебным предметам
Областной ресурсный центр по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»
Областной ресурсный центр по учебному предмету «История»
Областной ресурсный центр по учебному предмету «Информатика»
Областной ресурсный центр по учебному предмету «Физика»
Областной ресурсный центр по подготовке к олимпиаде по учебному предмету “Технический труд”
ГОРОДСКОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ «БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК» И «БЕЛОРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
ГОРОДСКОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
ГОРОДСКОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»
ГОРОДСКОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР по учебному предмету «ФИЗИКА»
Олимпиада — это всегда психологическое напряжение, стресс. И это нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но эмоциональное перенапряжение зачастую оказывает обратное действие.
Советы участникам олимпиад:
- Нужно ставить перед собой цель, которая вам по силам. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Необходимо заблаговременно ознакомиться с правилами и процедурой олимпиады, это снимет эффект неожиданности.
- Начинай готовиться к олимпиаде заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
- Если очень трудно собраться с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
- Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.
Подготовка к олимпиаде требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Последние 24 часа должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад, полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай, но нельзя переедать. Соблюдайте режим сна и отдыха.
Как вести себя во время олимпиады:
- Перед олимпиадой обязательно выспись.
- Одежду, письменные принадлежности, «талисман» – приготовь заранее, в день перед олимпиадой. С собой обязательно должны быть: минимум 2 ручки, карандаш, точилка, стиральная резинка, носовой платок. Одежда должна быть спокойных тонов.
- За день до тестирования постарайся ничего не учить. Если чего-то недоучил, лучше не пытайся. Дай отдохнуть организму.
- Слушай преподавателя внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов.
- Не торопись! Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам. Но помни, что время регламентировано.
- Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм.
- Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
- Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься интуиции!
- Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Как психологически подготовиться к участию в олимпиаде?
Начнем с уверенности: не надо себя недооценивать, чаще вспоминайте о своих удачах.
Поставьте перед собой конкретные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конкретный результат, которого вы хотите достичь.
Позволяйте себе расслабляться, прислушиваться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с самим собой. Так вы сможете лучше понять себя.
Если что-то не удалось, не тратьте время на сожаление. Лучше думайте, как поступить.
Вот несколько рекомендаций, повышающих Ваши шансы на пути достижения поставленной цели:
- Полноценно отдыхайте. Запомните – вечер, проведенный перед монитором или телевизором – это не отдых!
- Займитесь спортом– физическая активность отлично снимает напряжение и тревоги.
- Высыпайтесь – хороший сон является верным средством от переутомления нервной системы, следовательно, Ваши память, внимание и мышление будут на высоте!
- Следите за своим дыханием, оно не должно быть поверхностным!
Это упражнение можно делать в любом месте.
Сядьте поудобнее, сложите руки на коленях, поставьте ноги на пол и найдите глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.
Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха).
Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и исчезает напряжение.
Готовясь к олимпиаде, рисуйте себе картину победы.
Помните, что вера в успех – это половина успеха!
Накануне олимпиады, экзамена
- Все бегло повторить, просмотреть, чтобы снять тревогу во время проведения олимпиады, экзамена.
- Мысленно продумать и представить всю процедуру предстоящего экзамена (олимпиады) – аудитория, место, необходимый материал (ручки).
- Подготовить все необходимое, одежду.
- Настроиться на успех (все будет хорошо).
- Хорошо выспаться.
- Утром – проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные чувства, потянуться, сделать самомассаж головы, ушных раковин, рук, 10-15 секунд полежать в позе эмбриона, легкая зарядка, завтрак.
- Рассчитать время, прийти в место проведения тестирования за 45-30 минут (организационные вопросы, очередь, поиск аудитории).
НА ОЛИМПИАДЕ, ЭКЗАМЕНЕ
- Четко следовать инструкциям организаторов (занять указанное место, заполнить бланк…).
- Осмотреться и успокоиться.
- Сконцентрироваться:
- Мысленно пройти по собственному телу от кончиков пальцев на ногах до кончиков волос
- Сконцентрироваться на собственных мыслях (О чем я думаю)
- Сконцентрироваться на собственном дыхании (Как я дышу?), использовать мобилизирующее дыхание (4:2:4)
- Провести быстрый массаж лба, ушных раковин, пальцев, соединить пальцы рук попарно и сконцентрироваться на этом 3-5 секунд.
- Контролировать время, распределив свою работу.
- Бегло просмотреть материалы теста (что поможет в сознании выделить необходимый объем информации).
- Четко осознать условия задачи, можно читать шепотом, чтобы лучше сконцентрироваться, обратить внимание на обратные задания (неявляется).
- Проявить предприимчивость, не тратить много времени на очень сложные задания – пометить их в черновике значком сложности (очень сложно – ?, средний уровень сложности – !), чтобы потом вернуться, если останется время. Уверен – отвечай, не уверен – рассуждай (исключи самые не соответствующие ответы, из оставшихся – выбери тот, что ближе).
- Контролировать свое состояние – успокоить себя, передохнуть 2-3 минуты.
- Доверять интуиции, включить в работу свое подсознание.
Первый (школьный) этап республиканской олимпиад по учебным предметам
ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
I (школьного) ЭТАПА республиканской олимпиады по учебным предметам
по учебному предмету «Белорусский язык и литература»:
Остальцеву Дарью Денисовну, учащуюся 9 «Б» класса, дипломом I степени;
Кондратову Милану Александровну, учащуюся 10 «А» класса, дипломом II степени;
Скрипченко Елизавету Евгеньевну, учащуюся 9 «А» класса, дипломом II степени;
по учебному предмету «Русский язык и литература»:
Остальцеву Дарью Денисовну, учащуюся 9 «Б» класса, дипломом I степени;
Юрченко Анастасию Сергеевну, учащуюся 11 «А» класса, дипломом II степени;
Рымкевич Валерию Андреевну, учащуюся 11 «А» класса, дипломом II степени;
Мяшкову Снежану Александровну, учащуюся 10 «А» класса, дипломом II степени;
Скрипченко Елизавету Евгеньевну, учащуюся 9 «А» класса, дипломом II степени;
Слюсар Карину Андреевну, учащуюся 11 «А» класса, дипломом III степени;
Ситникову Полину Андреевну, учащуюся 10 «А» класса, дипломом III степени;
по учебному предмету «Математика»:
Новикова Максима Михайловича, учащегося 8 «А» класса, дипломом I степени;
Стоцкого Кирилла Николаевича, учащегося 8 «В» класса, дипломом II степени;
Якубова Евгения Александровича, учащегося 8 «В» класса, дипломом III степени;
по учебному предмету «Информатика»:
Назарова Александра Геннадьевича, учащегося 11 «А» класса, дипломом III степени;
по учебному предмету «Физика»:
Скрипченко Елизавету Евгеньевну, учащуюся 9 «А» класса, дипломом I степени;
Новикова Алексея Викторовича, учащегося 10 «А» класса, дипломом II степени;
Горянчика Захара Александровича, учащегося 10 «А» класса, дипломом II степени;
Швайкову Ксению Андреевне, учащуюся 11 «А» класса, дипломом III степени;
Радюкова Антона Николаевича, учащегося 11 «А» класса, дипломом III степени;
Кондратову Милану Александровну, учащуюся 10 «А» класса, дипломом III степени;
Галузову Елизавету Викторовну, учащуюся 9 «А» класса, дипломом III степени;
Чеменцову Полину Олеговну, учащуюся 9 «Б» класса, дипломом III степени;
по учебным предметам «Всемирная история» и «История Беларуси»:
Радюкова Антона Николаевича, учащегося 11 «А» класса, дипломом I степени;
по учебному предмету «Обществоведение»:
Вассаравдис Марию Алексеевну, учащуюся 10 «А» класса, дипломом I степени;
Радюкова Антона Николаевича, учащегося 11 «А» класса, дипломом I степени;
Глушкову Алину Андреевну, учащуюся 10 «А» класса, дипломом II степени;
Каранкевича Антона Александровича, учащегося 10 «А» класса, дипломом II степени;
Другакова Дмитрия Александровича, учащегося 11 «А» класса, дипломом II степени;
Кузьмич Алину Евгеньевну, учащуюся 11 «А» класса, дипломом II степени;
по учебному предмету «Английскому язык»:
Киселёва Артёма Валерьевича, учащегося 11 «А» класса, дипломом I степени;
Юрченко Анастасию Сергеевну, учащуюся 11 «А» класса, дипломом II степени;
Ситникову Полину Андреевну, учащуюся 10 «А» класса, дипломом III степени;
по учебному предмету «Химия»:
Рудый Ивана Максимовича, учащегося 9 «Б» класса, дипломом I степени;
Кондратову Милану Александровну, учащуюся 10 «А» класса, дипломом I степени;
Скрипченко Елизавету Евгеньевну, учащуюся 9 «А» класса, дипломом II степени;
Остальцеву Дарью Денисовну, учащуюся 9 «Б» класса, дипломом III степени;
Другакова Дмитрия Александровича, учащегося 11 «А» класса, дипломом III степени;
по учебному предмету «Биология»:
Рудый Ивана Максимовича, учащегося 9 «Б» класса, дипломом III степени;
Кондратову Милану Александровну, учащуюся 10 «А» класса, дипломом III степени;
Швайкову Ксению Андреевне, учащуюся 11 «А» класса, дипломом III степени;
Рымкевича Валерия Андреевича, учащегося 11 «А» класса, дипломом III степени;
по учебному предмету «География»:
Радюкова Антона Николаевича, учащегося 11 «А» класса, дипломом II степени;
Игнатовича Руслана Игоревича, учащегося 10 «А» класса, дипломом II степени;
Новикова Романа Юрьевича, учащегося 10 «А» класса, дипломом II степени;
Майстрову Ксению Денисовну, учащуюся 9 «А» класса, дипломом II степени;
по учебному предмету «Трудовое обучение (обслуживающий труд)»:
Остальцеву Дарью Денисовну, учащуюся 9 «Б» класса, дипломом I степени;
Галузову Елизавету Викторовну, учащуюся 9 «А» класса, дипломом II степени;
Майстрову Ксению Денисовну, учащуюся 9 «А» класса, дипломом III степени;
предмету «Трудовое обучение (технический труд)»:
Красуцкого Арсения Павловича, учащегося 9 «В» класса, дипломом I степени;
Исламова Дамира Руслановича, учащегося 9 «В» класса, дипломом II степени;
Глушакова Максима Дмитриевича, учащегося 9 «В» класса, дипломом III степени;
Власова Максима Александровича, учащегося 9 «А» класса, дипломом III степени;
по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»:
Кулешова Никиту Сергеевича, учащегося 10 «А» класса, дипломом I степени;
Валькевич Анастасию Евгеньевну, учащуюся 11 «А» класса, дипломом I степени;
Чайкова Ибрагима Дмитриевича, учащегося 10 «А» класса, дипломом II степени;
Глушкову Алину Андреевну, учащуюся 10 «А» класса, дипломом II степени.
Учебный предмет «Белорусский язык и литература»
Прозвішча, імя, імя па бацьку вучня |
Клас |
Дыплом |
Прозвішча, імя, імя па бацьку настаўніка |
Сцяпанава Аліса Дзмітрыеўна |
5 “Г” |
ІІІ |
Бясцэнная Алена Фёдараўна |
Савенка Ангеліна Вітальеўна |
6 “В” |
ІІІ |
Зяткіна Наталля Мікалаеўна |
Астальцава Дар’я Дзянісаўна |
8 “Б” |
ІІІ |
Герасімава Вікторыя Вальдэмараўна |
Скрыпчанка Елізавета Яўгеньеўна |
8 “А” |
ІІІ |
Герасімава Вікторыя Вальдэмараўна |
Учебный предмет «Русский язык и литература
Фамилия, имя, отчество учащегося |
Класс |
Диплом |
Фамилия, имя, отчество учителя |
Пинталюшко Арсений Дмитриевич |
5 “А” |
І |
Шаматранова Людмила Кирилловна |
Климова София Викторовна |
5 “А” |
ІІ |
Шаматранова Людмила Кирилловна |
Зяткина Ксения Викторовна |
5 “Б” |
ІІІ |
Мазок Светлана Анатольевна |
Учебный предмет «Химия»
Фамилия, имя, отчество учащегося |
Класс |
Диплом |
Фамилия, имя, отчество учителя |
Рудый Иван Максимович |
8 «Б» |
ІІІ |
Неведомская Наталья Валерьевна |
Учебный предмет «Биология»
Фамилия, имя, отчество учащегося |
Класс |
Диплом |
Фамилия, имя, отчество учителя |
Ляпин Иван Константинович |
6 “Г” |
III |
Булыгина Олеся Михайловна |
Сабирова Дарина Павловна |
7 “Б” |
III |
Булыгина Олеся Михайловна |
Учебный предмет «География»
Фамилия, имя, отчество учащегося |
Класс |
Диплом |
Фамилия, имя, отчество учителя |
Садовникова Екатерина Викторовна |
7 “Г” |
I |
Блиндерова Оксана Валерьевна Прищеп Татьяна Михайловна |
Роговцов Тимофей Александрович |
5 “А” |
II |
Блиндерова Оксана Валерьевна |
Пинталюшко Арсений Дмитриевич |
5″А” |
III |
Блиндерова Оксана Валерьевна |
Учебный предмет «Математика»
Фамилия, имя, отчество учащегося |
Класс |
Диплом |
Фамилия, имя, отчество учителя |
Лепков Артем Алексеевич |
5 “Б” |
I |
Кодатенко Тамара Викторовна |
Ляпин Иван Константинович |
6 “Г” |
I |
Яцкова Елена Владимировна |
Сазонов Артём Александрович |
7 “Б” |
II |
Микушкина Оксана Михайловна |
Петровская Диана Александровна |
4 “В” |
III |
Лебедева Юлия Николаевна |
Кушнир Станислав Андреевич |
6 “Б” |
III |
Микушкина Оксана Михайловна |
Карписонов Дмитрий Евгеньевич |
7 “В” |
III |
Дыцева Валентина Ивановна |
Учебный предмет «Физика»
Фамилия, имя, отчество учащегося |
Класс |
Диплом |
Фамилия, имя, отчество учителя |
Скубилов Виктор Юрьевич |
8 “Д” |
III |
Марачковская Наталья Леонидовна |
Учебный предмет «История»
Фамилия, имя, отчество учащегося |
Класс |
Диплом |
Фамилия, имя, отчество учителя |
Пинталюшко Арсений Дмитриевич |
5 «А» |
I |
Савченко Ольга Александровна |
Сазонов Артём Александрович |
7 «Б» |
II |
Бартош Александра Валериановна |
Скубилов Виктор Юрьевич |
8 «Д» |
II |
Бартош Александра Валериановна |
Королёнок Илья Витальевич |
8 «Д» |
III |
Бартош Александра Валериановна |
Учебный предмет «Трудовое обучение»
Фамилия, имя, отчество учащегося |
Класс |
Диплом |
Фамилия, имя, отчество учителя |
Баразна Ксения Максимовна |
5 “В” |
I |
Ковалёва Ирина Ивановна |
Скрябина Ксения Евгеньевна |
5 “В” |
II |
Ковалёва Ирина Ивановна |
Кушнир Станислав Андреевич |
6 “Б” |
II |
Соловьёв Сергей Иванович |
Красуцкий Арсений Павлович |
8 “В” |
II |
Соловьёв Сергей Иванович |
Кнапп Михаил Эдуардович |
5 “Б” |
III |
Соловьёв Сергей Иванович |
Фёдорова Полина Алексеевна |
6 “А” |
III |
Ковалёва Ирина Ивановна |
Садовникова Екатерина Викторовна |
7 “Г” |
III |
Ковалёва Ирина Ивановна |
Учебный предмет «Английский язык»
Фамилия, имя, отчество учащегося |
Класс |
Диплом |
Фамилия, имя, отчество учителя |
Баразна Ксения Максимовна |
5 “В” |
III |
Зайковская Виктория Николаевна |
ПООЩРИТЕЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
Учебный предмет «Русский язык и литература
Остальцева Дарья Денисовна, 8 “Б” класс, учитель Пугачёва Елена Александровна
Учебный предмет «Трудовое обучение»
Рыбакова Марина Алексеевна, 7 “В” класс, учитель Ковалёва Ирина Ивановна
Смородский А..П, директор учреждения образования;
Панфилович И.В., зам.директора по учебной работе;
Ралюк Е.Л., зам.директора по учебной работе;
Заковская В.Н., учитель английского языка;
Зяткина Н.Н., учитель белорусского языка и литературы;
Ковалева И.И., учитель трудового обучения;
Макарова А.Н., учитель истории;
Пиронен А.А., учитель физической культуры и здоровья;
Тычко И.А., учитель физики;
Шаматранова Л.К., учитель русского языка и литературы.
по учебным предметам 2023/2024 учебный год
9.00 — 9.30 | регистрация участников олимпиады |
9.30 — 10.00 | открытие олимпиады (инструктаж с участниками олимпиады по правилам безопасного поведения (охрана труда, правила пожарной безопасности, дорожного движения); ознакомление с правами и обязанностями участников олимпиады; освещение хода проведения и результатов первого этапа олимпиады, ознакомление с правами и обязанностями участника олимпиады) |
10.00 — 12.00 | выполнение олимпиадных заданий по учебным предметам «Физика», «Химия» |
10.00 — 13.00 | выполнение олимпиадных заданий по учебным предметам «Белорусский язык и литература», «История» |
10.00 — 13.30 | выполнение олимпиадных заданий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» |
14.00 — 14.30 | оформление информационного стенда (фойе 1-го этажа) |
14.30 — 16.00 | проверка олимпиадных заданий |
16.00 — 16.30 | подведение предварительных итогов олимпиады; оформление информационного бюллетеня (фойе 1-го этажа) |
17.10 (понедельник)
14.30-16.00 | приём и рассмотрение устных обращений участников олимпиады по вопросам оценивания выполненных ими заданий (методический кабинет) |
16.00 — 16.30 | подведение итогов олимпиады, оформление информационного бюллетеня (фойе 1-го этажа) |
9.00 — 9.30 | регистрация участников олимпиады |
9.30 — 10.00 | открытие олимпиады (инструктаж с участниками олимпиады по правилам безопасного поведения (охрана труда, правила пожарной безопасности, дорожного движения); ознакомление с правами и обязанностями участников олимпиады; освещение хода проведения и результатов первого этапа олимпиады, ознакомление с правами и обязанностями участника олимпиады) |
10.00 — 13.00 | выполнение олимпиадных заданий по учебным предметам «Английский язык», «Биология», «Математика», «Трудовое обучение» |
13.00 — 13.20 | оформление информационного стенда (фойе 1-го этажа) |
13.00 — 15.00 | проверка олимпиадных заданий |
15.00 — 16.00 | подведение предварительных итогов олимпиады; оформление информационного бюллетеня (фойе 1-го этажа) |
24.10 (понедельник)
14.30-16.00 | приём и рассмотрение устных обращений участников олимпиады по вопросам оценивания выполненных ими заданий (методический кабинет) |
16.00 — 16.30 | подведение итогов олимпиады, оформление информационного бюллетеня (фойе 1-го этажа) |
по учебным предметам
Учебный предмет | Название тура | Класс | Кабинет | Время проведения | Ответственный |
Русский язык и литература | комплексная работа, отзыв | IX-XI | 21 | 10.00-13.00 | Мазок С.А., Лифанова Е.А., учителя русского языка и литературы |
Информатика | практический | VIII-XI | 28 | 10.00-12.00 | Мигунова С.И., учитель информатики |
География | теоретический, практический, мультимедиа-тест | IX-XI | 12 | 10.00-12.00 | Блиндерова О.В., учитель географии Куртасова Н.Ю., учитель информатики |
Обществове-дение | теоретический, выполнение тестов | IX-XI | 7 | 10.00-13.00 | Савченко О.А., учитель истории |
Астрономия | теоретический, практический | X-XI | 26 | 10.00-13.00 | Марачковская Н.Л., учитель физики |
29 октября (суббота)
9.00 — 9.30 | регистрация участников олимпиады |
9.30 — 10.00 | открытие олимпиады (инструктаж с участниками олимпиады по правилам безопасного поведения (охрана труда, правила пожарной безопасности, дорожного движения); ознакомление с правами и обязанностями участников олимпиады; освещение хода проведения и результатов первого этапа олимпиады, ознакомление с правами и обязанностями участника олимпиады) |
10.00 — 12.00 | выполнение олимпиадных заданий по учебным предметам «Информатика», «География» |
10.00 — 13.00 | выполнение олимпиадных заданий по учебным предметам «Русский язык и литература», «Обществоведение», «Астрономия» |
13.00 — 13.20 | оформление информационного стенда (фойе 1-го этажа) |
13.00 — 15.00 | проверка олимпиадных заданий |
15.00 — 16.00 | подведение предварительных итогов олимпиады; оформление информационного бюллетеня (фойе 1-го этажа) |
31.10 (понедельник)
10.00-12.00 | приём и рассмотрение устных обращений участников олимпиады по вопросам оценивания выполненных ими заданий (методический кабинет) |
12.00 — 13.00 | подведение итогов олимпиады, оформление информационного бюллетеня (фойе 1-го этажа) |
Второй этап республиканской олимпиад по учебным предметам