Как вести себя в природе?

Беседа «Как вести себя в природе ?»

Цель: вызвать чувства сопричастности каждого учащегося к состоянию окружающей среды, природы, внутреннюю по­требность работать над разрешением ее проблем.

Методические рекомендации: помещение, где проводится беседа, должно быть оформлено соответствующим образом. Это может быть выставка охраняемых растений и животных, внесенных в Красную книгу, гербарии ядовитых растений, выставка комнатных растений, красочные плакаты.

Дорогие ребята! Наверное, нет на Земле человека, кото­рый не интересовался бы жизнью животных, не любовался бы красотой рек, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек — часть приро­ды, он должен заботиться о природе, сохранять ее и приумно­жать. Однако, в наш технический век, миллионы людей жи­вут в экологически вредной среде. Чернобыльская трагедия создала огромные зоны радиационного загрязнения. Вода и воздух содержат в себе множество ядовитых веществ, особен­но в крупных промышленных городах. Загрязняются и раз­рушаются почвы; продукты питания содержат химические соединения, вредные для организма человека; продолжается деградация биосферы, вымирают многие виды растений и животных.

Настало время каждому человеку задуматься, как сохра­нить и сберечь нашу природу. Для начала каждый школьник

должен овладеть экологическими знаниями, научиться пра­вильно вести себя в природе, знать законы природы и пом­нить, что в настоящее время универсальной ценностью яв­ляется жизнь. А теперь давайте познакомимся с правилами поведения в природе:        

  • Не сори в лесу! Знай, что бумага, которую ты оставил в лесу, сгниет только через несколько лет, а разбитое стекло может послужить причиной пожара, полиэтиленовый мешок разрушается в течение 226 лет.
  • Не рви цветов большими охапками! Это приводит к уменьшению их численности.

Помни, чтобы из семян ландыша выросло растение, нужно 7-8 лет!

  • Не шуми в лесу! Не включай на всю мощь магнитофон: от большой вибрации воздуха не смогут взлететь шмели, пче­лы, осы, жуки и другие насекомые. Шум пугает также птиц и животный.
  • Нельзя приручать диких животных, не зная, как за ними ухаживать.
  • Птицы — крылатая защита лесов, садов, парков. Не тро­гай птичьи гнезда, птенцов; птицы не любят, когда нарушают их покой. За один день синичка может уничтожить более пя­тисот насекомых.
  • Оберегай муравейники, делай специальные ограждения. Лес не может жить без муравьев!
  • Не оставляй недогоревших костров в лесу! Помни, что из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одна спичка может уничтожить миллион деревьев.
  • Помни, что в настоящее время запрещено собирать кол­лекции насекомых. Такие красивые бабочки, как мертвая го­лова, черный аполлон, голубая орденская лента, адмирал и другие внесены в Красную книгу. Оберегай их!
  • Запомни, что в Красную книгу внесены следующие рас­тения: кувшинка белая, ветреница лесная, купальница ев­ропейская, кубышка малая, первоцвет высокий, валериана двудомная, колокольчик рапунцель и другие виды. Изучайте их и охраняйте, они на грани исчезновения!
  • Запомни ядовитые растения: белена, дурман, цикута, вороний глаз, волчье лыко. Обращаться с ними нужно осто­рожно!
  • Запомни это стихотворение и вдумайся в его содержание:

Все так изранено в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.

От этой черствости людской Болит моя душа,

Под искалеченным дубком не ветер стонет — я.

Вот муравейник подожжен Кощунственной рукой,

Мне кажется не он, а дом пылает мой.

Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной все листья слезы льют.

Во второй части беседы учитель предлагает учащимся по­знакомиться с тезисами экологической морали и расшифро­вать их значение:

  • каждый человек имеет право на благоприятную среду жизни;
  • природу нужно любить и беречь, она наша мать и кор­милица;
  • даже самая совершенная технология не может заменить природы;
  • нарушив слаженность и красоту природы, трудно наде­яться на ее полное восстановление;
  • взял у природы — компенсируй втрое, срубил дерево — посади три;
  • семь раз отмерь и не делай того, последствий чего для природы ты не знаешь;
  • в больной природе нельзя оставаться здоровым;
  • только говорить об охране природы мало, нужно дей­ствовать;

—       не убивай живое;

—       не рви цветов — они нужны растениям.

В заключение беседы подводятся итоги о значении приро­ды для каждого человека.