Беседа «Как вести себя в природе ?»
Цель: вызвать чувства сопричастности каждого учащегося к состоянию окружающей среды, природы, внутреннюю потребность работать над разрешением ее проблем.
Методические рекомендации: помещение, где проводится беседа, должно быть оформлено соответствующим образом. Это может быть выставка охраняемых растений и животных, внесенных в Красную книгу, гербарии ядовитых растений, выставка комнатных растений, красочные плакаты.
Дорогие ребята! Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не любовался бы красотой рек, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек — часть природы, он должен заботиться о природе, сохранять ее и приумножать. Однако, в наш технический век, миллионы людей живут в экологически вредной среде. Чернобыльская трагедия создала огромные зоны радиационного загрязнения. Вода и воздух содержат в себе множество ядовитых веществ, особенно в крупных промышленных городах. Загрязняются и разрушаются почвы; продукты питания содержат химические соединения, вредные для организма человека; продолжается деградация биосферы, вымирают многие виды растений и животных.
Настало время каждому человеку задуматься, как сохранить и сберечь нашу природу. Для начала каждый школьник
должен овладеть экологическими знаниями, научиться правильно вести себя в природе, знать законы природы и помнить, что в настоящее время универсальной ценностью является жизнь. А теперь давайте познакомимся с правилами поведения в природе:
- Не сори в лесу! Знай, что бумага, которую ты оставил в лесу, сгниет только через несколько лет, а разбитое стекло может послужить причиной пожара, полиэтиленовый мешок разрушается в течение 226 лет.
- Не рви цветов большими охапками! Это приводит к уменьшению их численности.
Помни, чтобы из семян ландыша выросло растение, нужно 7-8 лет!
- Не шуми в лесу! Не включай на всю мощь магнитофон: от большой вибрации воздуха не смогут взлететь шмели, пчелы, осы, жуки и другие насекомые. Шум пугает также птиц и животный.
- Нельзя приручать диких животных, не зная, как за ними ухаживать.
- Птицы — крылатая защита лесов, садов, парков. Не трогай птичьи гнезда, птенцов; птицы не любят, когда нарушают их покой. За один день синичка может уничтожить более пятисот насекомых.
- Оберегай муравейники, делай специальные ограждения. Лес не может жить без муравьев!
- Не оставляй недогоревших костров в лесу! Помни, что из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одна спичка может уничтожить миллион деревьев.
- Помни, что в настоящее время запрещено собирать коллекции насекомых. Такие красивые бабочки, как мертвая голова, черный аполлон, голубая орденская лента, адмирал и другие внесены в Красную книгу. Оберегай их!
- Запомни, что в Красную книгу внесены следующие растения: кувшинка белая, ветреница лесная, купальница европейская, кубышка малая, первоцвет высокий, валериана двудомная, колокольчик рапунцель и другие виды. Изучайте их и охраняйте, они на грани исчезновения!
- Запомни ядовитые растения: белена, дурман, цикута, вороний глаз, волчье лыко. Обращаться с ними нужно осторожно!
- Запомни это стихотворение и вдумайся в его содержание:
Все так изранено в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.
От этой черствости людской Болит моя душа,
Под искалеченным дубком не ветер стонет — я.
Вот муравейник подожжен Кощунственной рукой,
Мне кажется не он, а дом пылает мой.
Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют,
Не услыхав, что за спиной все листья слезы льют.
Во второй части беседы учитель предлагает учащимся познакомиться с тезисами экологической морали и расшифровать их значение:
- каждый человек имеет право на благоприятную среду жизни;
- природу нужно любить и беречь, она наша мать и кормилица;
- даже самая совершенная технология не может заменить природы;
- нарушив слаженность и красоту природы, трудно надеяться на ее полное восстановление;
- взял у природы — компенсируй втрое, срубил дерево — посади три;
- семь раз отмерь и не делай того, последствий чего для природы ты не знаешь;
- в больной природе нельзя оставаться здоровым;
- только говорить об охране природы мало, нужно действовать;
— не убивай живое;
— не рви цветов — они нужны растениям.
В заключение беседы подводятся итоги о значении природы для каждого человека.