Рекомендации психолога педагогам по адаптации 5 классов

ПОМОЩЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СРЕДНЕМУ ЗВЕНУ

Известно, что возрастные периоды развития детей связаны с определёнными ново­образованиями, и когда на одной из возрастных ступеней нарушаются нормальные усло­вия развития, то возникает необходимость выправления недостатков предшествующего периода.

Успешность адаптации школьников к обучению в 5 классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо:

  • учитывать психологические особенности 10-12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребё­нок перешёл в 5 класс;
  • анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5 классе является снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадек­ватных поведенческих реакций на замечания учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Всё это наблюдается там, где переход со ступени начального образова­ния на основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива. Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьёзной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пяти­классниками. Необходимо:

  • иметь чёткие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
  • наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5-6 класс);
  • знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психо­логию общения младшего подростка.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ЭТАПА В РАЗВИТИИ И ОБРАЗОВАНИИ РЕБЁНКА (10-12 ЛЕТ)

4-6 классы, то есть 10-12-летний возраст, пограничный между детством и отрочест­вом — вот пространство и время педагогических действий по организации постепенного, плавного перехода от начальной к основной ступени образования.

Такой длинный переходный интервал выделен в связи с тем, что необходимо избе­жать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного пе­риода (возрастной кризис), а другой — с ошибками в организации обучения (условно-педагогический кризис). Один из них провоцирует противоречия этого этапа «изнутри», а другой «извне».

Важно кратко охарактеризовать существенные психологические особенности уча­щихся 5-6 классов в связи с началом этапа полового созревания. В познавательной сфере младшего подростка происходят следующие изменения: замедляется темп их деятельно­сти, на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызы­вающе, бывают раздражены, капризны, их настроение чаще меняется. Это является при­чиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаи­моотношениях. Учитель должен знать, что все эти особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учёбу, если педагог найдёт щадящие ме­тоды и формы взаимодействия.

В организации процесса обучения следует адаптировать учащихся при переходе к кабинетной системе обучения. В сегодняшней школе изменение форм обучения происхо­дит «рывком»: вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребёнком и его семьёй разносторонние отношения, появляются много предметников, от­ношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успешности и поведения на уроках. Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, распространяется явление «беспризорности» (неприка­янности) детей в школьном здании.

Есть немало житейских обстоятельств, также объясняющих падение успеваемости и интереса к учёбе при переходе из начальной в основную школу. Дело прежде всего в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, отчётливо ви­дит, как вырос каждый ребёнок и какой образовательный потенциал накопил для даль­нейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышлёнышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростков, а они по многим своим психологическим осо­бенностям ещё младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения.

Учитывая это необходимо постепенно вводить новое содержание и новые формы организации учебной работы учащихся. Например, по мнению многих учителей — пред­метников, учебная несамостоятельность выпускников начальной школы обнаруживается прежде всего в работе с текстами. В начальной школе преобладает устная работа, развёр­тывающаяся как диалог, в основе которого лежит общеклассная работа с учебником. Ра­бота с другими письменными источниками информации в начальной школе ещё по-настоящему не развёрнута и поэтому вызывает трудности. Кроме этого основные тексты, с которыми знакомятся младшие школьники, — это художественные тексты или научно-популярные статьи (описания), апеллирующие главным образом к воображению и памя­ти маленьких читателей. В основной школе появляются тексты (письменные и устные), содержащие не только конкретную описательную информацию, но и развёрнутые рассу­ждения, описания способов анализа и обобщения фактов, разные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных. Такое резкое из­менение жанра средств обучения и характера учебного общения с неизбежностью приво­дит многих детей к трудностям понимания учебного содержания, к нарушению взаимо­действия в системе «учитель-ученик».

Говоря о психологических особенностях школьника 10-12 лет, необходимо кратко остановиться на тех возрастных особенностях, которые в лучшем случае игнорируются при построении образовательной среды 4-6 классов, а в худшем — служат почвой для возникновения конфликтов между учителем и учениками.

«Чувство взрослости», не подкреплённое ещё реальной ответственностью, — вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основ­ные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» проявляется в по­требности равноправия, уважения к самостоятельности, в требовании серьёзного, дове­рительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, не­удовлетворённость этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризи­са. Если школа не предлагает ученикам средств для реализации их чувства взрослости, оно всё равно проявится, но самым невыгодным образом — уверенности подростка в учи­тельской несправедливости и необъективности.

Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будуще­го. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой соб­ственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество продуктов учебной работы школьников и не находит место для оценки детского творчества, ини­циативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.

Стремление экспериментировать, используя свои возможности, — едва ли не са­мая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой по­верхностной и примитивной форме — в экспериментах со своей внешностью.

Протекание школьной жизни учеников 5-6 класса осложняется ещё и неоправ­данными требованиями, которые начинают предъявлять подросткам учителя, при­выкшие работать в старших классах. Это недопустимо по меньшей мере по трём причинам:

  1. Содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно, что предполагает хорошо развитое теоретическое мышление подростков. Однако такое мыш­ление находится в этом возрасте на начальном этапе своего развития, до сих пор ученик работал лишь с отдельными понятиями, лишь с некоторыми понятийными связями. По­этому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями пятиклассников. Новые научные термины и понятия нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе их разнообразной практической деятельности.
  2. Высокая планка требований в основной школе к самостоятельности, ответствен­ности и инициативности школьников, особенно в ситуациях свободного выбора индиви­дуальных учебных траекторий, порой не учитывает возрастные особенности младших подростков и угрожает эмоциональному благополучию большей части обучающихся. Поэтому так важно работать с учащимся в «зоне его ближайшего развития», что означает помощь и поддержку учителя в тех случаях, когда самостоятельно школьник ещё не мо­жет решить данную учебную задачу. «Открытая» помощь постепенно переходит в кос­венную, что даёт ученику шанс самостоятельно выполнить задание. Это и обеспечит развивающий эффект обучения.
  3. Сообщество взрослых ожидает от подростков способности понимать других лю­дей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Эта способность человека называется децентрацией, именно она создаёт условия для возможного понима­ния человека другой культуры, другой эпохи, другого мировоззрения. У младших школьников оно только начинает формироваться; теперь, в подростковом возрасте, при умелом построении учебного диалога она может окрепнуть и стать личностным образо­ванием. Но развитие этой способности не терпит суеты, требует осторожности и нена­вязчивости. Речь идёт о создании учебных ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, прежде всего высказанные в учебниках и учебных хрестоматиях.

Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны со школьной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжён с проблемами личностного развития и межличностных отношений школьников, а это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей — повышением тревожности, появлением неуверен­ности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных за­дач.

Общение. Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичную для об­щества и конкретной социальной среды. Общение со сверстниками воспринимается под­ростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность благоприятного, доверительного общения со взрослыми. Эта потребность зачастую не получает своего удовлетворения из-за недооценки педагогами возрастных особенностей психического развития детей и неумения соотносить взаимоотношения с методами и формами работы. Всё это усугубляется, если и в семье у детей отсутствует благоприятное общение.

Задачи педагогического коллектива в период адаптации школьников 5-х классов:

  • Выявление тех изменений в жизни ребёнка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего.
  • Обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и спо­собов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необ­ходимых путей коррекции. В работе с учениками 5-6 классов необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы; организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодейст­вия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрас­тной этап.
  • Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (до­верительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожало­ваться, откровенно поговорить).