
Язык-орудие мышления.
Обращаться с языком кое-как –
значит и мыслить кое-как:
неточно, приблизительно, неверно
А.Н. Толстой
Что такое язык? Прежде всего — это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Богатство и уникальность русского языка заключается не только в том, что он содержит огромное количество слов, но, прежде всего, в том, что его речевые возможности помогают выразить всё, о чём человек думает и что переживает.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, так как выполняет две важные функции: во-первых, он является предметом изучения и обучения, во-вторых, средством изучения других предметов. Следовательно, успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение русского языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Как же сделать изучение русского языка интересным, занимательным и любимым занятием для младшего школьника? Одним из эффективных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является проведение предметной недели. С целью развития интереса к изучению русского языка, повышения языковой культуры, развития творческих способностей учащихся в период с 13 по 18 ноября в нашей школе прошла неделя русского языка и русской литературы. В рамках предметной недели была организована выставка газет и плакатов по русскому языку и литературе «В гостях у русского языка и литературы», а также проведены различные мероприятия, способствующие повышению мотивации учащихся к изучению данных предметов. Педагоги и учащиеся начальных классов приняли активное участие в проведении предметной недели. Педагогами была представлена панорама открытых уроков и внеклассных мероприятий по русскому языку и русской литературе, где дети имели возможность проявить свои знания и узнать что-то новое, а педагоги смогли поделиться своими наработками и находками в области преподавания этих предметов.
Так на коррекционном занятии по чтению в 1 классе учитель-дефектолог Лавринович Татьяна Михайловна в игровой форме познакомила учащихся с темой «Звук [о], буквы О, о». Дети знакомились со словами, в которых есть звук [о], узнали про упрямое слово, которое никогда не изменяется, учились составлять предложения по картинкам. Урок пролетел незаметно и интересно!
Во 2 «Г» классе учитель Гавриленко Марина Алексеевна провела урок по русской литературе (литературному чтению) по произведению Н. Носова «Леденец». Ребята познакомились с творчеством писателя, работали по группам, выполняли задания, учились отличать хорошие поступки от плохих. В конце урока пришли к выводу: если человек ошибся, то нужно постараться сразу исправить ошибку.
Козловская Наталья Сергеевна в 4 «А» классе на уроке русской литературы (литературного чтения) познакомила со стихотворениями К.Бальмонта «Поспевает брусника» и И.Бунина «Листопад». Дети выполняли творческие задания с огромным интересом. В конце урока на доске появилось красивое осеннее дерево, листья которого отразили отношение детей к данной теме.
Увлекательно прошли и уроки русского языка. Шпаковская Наталья Александровна в 4 «В» классе познакомила учащихся с темой «Род и число имен прилагательных». Дети повторили, как связаны имя существительное и имя прилагательное, отрабатывали умения выделять окончания имён прилагательных, соотносить род, число имён прилагательных и их окончания. Гостем урока была синица, которая принесла необычные задания для групп. Ребята узнали про день встречи зимующих птиц, который называется «Синичкин день» и о том, какую помощь они могут оказать птицам.
Мороз Светлана Константиновна во 2 «В» классе работала по теме «Ударение. Ударные и безударные гласные». В течение всего урока, выполняя различные задания, учащиеся учились определять ударение в словах и выделять ударные и безударные гласные.
Продемонстрировать свои знания по русской литературе имели возможность учащиеся 1-х классов во время внеклассного мероприятия «Сказочный мир». Эту викторину организовала для ребят воспитатель группы продленного дня Обухова Елена Владимировна. С огромным интересом ребята отвечали на вопросы, отгадывали названия сказок и автора по картинкам.
В результате проведения предметной недели учащиеся начальных классов смогли углубить знания о богатстве, выразительности, образности русского языка. Мероприятия, проведённые в рамках предметной недели, показали заинтересованность учащихся в изучении предмета, способствовали повышению интереса к русскому языку и литературе, развивали грамотность и творческие способности учащихся.
Елена Казимировна Никифорова, председатель учебно-методического объединения учителей начальных классов