Реализация воспитательного потенциала учебных предметов как средство формирования личностных качеств у учащихся начальных классов

31  октября 2023 года  в ГУО «Средняя школа № 19 г.Могилева  имени М.Ф. Сафонова» прошло заседание учебно-методического объединения учителей начальных классов, воспитателей ГПД, учителей-дефектологов в форме проблемного диалога. Тема заседания: «Реализация воспитательного потенциала учебных предметов как средство формирования личностных качеств у учащихся начальных классов».

Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся. Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:

  • воспитательные возможности организации урока (возможности для воспитания школьников, имеющиеся на уроке независимо от учебного предмета и темы конкретного урока);
  • воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета;
  • воспитательные возможности содержания образования на уроке, которые зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач.

Поэтому на заседании были рассмотрены следующие вопросы:

1. Воспитание нравственных качеств личности, приобщение учащихся к культурным ценностям на уроках литературного чтения в процессе реализации культурологического подхода. (учитель начальных классов Мороз С.К.).

2. Межличностное взаимодействие учителя и учащегося по учебному предмету «Изобразительное искусство» как необходимое условие формирования личностных качеств учащихся начальных классов. (учитель начальных классов Гавриленко М. А.).

3. Место экскурсий и наблюдений в образовательном процессе, их роль в воспитании и развитии личности учащегося. (воспитатель ГПД Соболева И.Л.).

4. Реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета «Математика» с целью формирования у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому (учитель начальных классов Никифорова Е.К.).

В практической части заседания педагоги, работая по группам под руководством учителя начальных классов Козловской Н.С. конструировали воспитательные задачи учебного занятия с учетом возрастных особенностей учащихся на уроках трудового обучения в начальных классах по разделам учебной программы и разработали памятку в помощь учителям.

Обобщая рассмотренный материал, педагогами был сделан вывод, что реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:

  • решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;
  • целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;
  • использования современных образовательных технологий;
  • организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.

Председатель УМО Елена Казимировна Никифорова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *