
31 октября 2023 года в ГУО «Средняя школа № 19 г.Могилева имени М.Ф. Сафонова» прошло заседание учебно-методического объединения учителей начальных классов, воспитателей ГПД, учителей-дефектологов в форме проблемного диалога. Тема заседания: «Реализация воспитательного потенциала учебных предметов как средство формирования личностных качеств у учащихся начальных классов».
Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся. Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:
- воспитательные возможности организации урока (возможности для воспитания школьников, имеющиеся на уроке независимо от учебного предмета и темы конкретного урока);
- воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета;
- воспитательные возможности содержания образования на уроке, которые зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач.
Поэтому на заседании были рассмотрены следующие вопросы:
1. Воспитание нравственных качеств личности, приобщение учащихся к культурным ценностям на уроках литературного чтения в процессе реализации культурологического подхода. (учитель начальных классов Мороз С.К.).
2. Межличностное взаимодействие учителя и учащегося по учебному предмету «Изобразительное искусство» как необходимое условие формирования личностных качеств учащихся начальных классов. (учитель начальных классов Гавриленко М. А.).
3. Место экскурсий и наблюдений в образовательном процессе, их роль в воспитании и развитии личности учащегося. (воспитатель ГПД Соболева И.Л.).
4. Реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета «Математика» с целью формирования у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому (учитель начальных классов Никифорова Е.К.).
В практической части заседания педагоги, работая по группам под руководством учителя начальных классов Козловской Н.С. конструировали воспитательные задачи учебного занятия с учетом возрастных особенностей учащихся на уроках трудового обучения в начальных классах по разделам учебной программы и разработали памятку в помощь учителям.
Обобщая рассмотренный материал, педагогами был сделан вывод, что реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:
- решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;
- целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;
- использования современных образовательных технологий;
- организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.
Председатель УМО Елена Казимировна Никифорова