« Внимание – единственная дверь нашей души, через которую проходит всё из внешнего мира, что проходит в сознание»
К.Д.Ушинский.
Принято считать, что задача образовательного учреждения не только снабдить ребёнка суммой знаний, но и научить его, с максимальной отдачей, пользоваться с максимальной отдачей, пользоваться всеми психическими функциями и процессами – мышлением, памятью и вниманием. Каждому ребёнку постоянно приходится слышать: «Будь внимателен!» Дети часто не знают что это такое, более того и не подозревают, что очень часто именно от внимания зависит эффективность их учебной деятельности, понимание изучаемого материала, безошибочность выполнения задания. При опросе второклассников, как они понимают слова, будь внимателен, Дети отвечали: «Это значит не баловаться, сидеть хорошо, не глядеть по сторонам» и только несколько детей сказали: « Это слушать учителя, стараясь ничего не пропустить». В первую очередь объясните, детям, как быть внимательным. Что такое внимание? Внимание – направленность сознания на объект деятельности. Внимание бывает: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание более древний вид внимания. Непроизвольное внимание обнаруживается с первых дней появления человека. При произвольном внимании человек прикладывает сознательные усилия для сосредоточенного внимания на объекте. Произвольное внимание формируется на основе непроизвольного внимания. Главные особенности внимания – это состояние концентрации и умения самоконтроля. Внимание – традиционная психологическая проблема. Внимание не имеет собственного содержания и всегда существует как проявление функционирования других психических процессов – восприятия, памяти, мышления. У внимания нет собственного результата деятельности. Например: у восприятия есть некий образ предмета, у мышления – решение задачи, проблемы, то у внимания нет продукта его деятельности. Внимание как подсобный рабочий обречено на обслуживание, на содействие эффективному протеканию других психологических процессов. Учителю или воспитателю необходимо знать индивидуальные и возрастные особенности детей. Есть целый ряд признаков, по которым можно судить о наличии или отсутствии внимания, они проявляются в поведении. Например: собранная, несколько напряжённая поза, сосредоточенное лицо, взгляд устремлён на говорящего или на доску, книгу – говорит о внимании ребёнка к работе и наоборот Расслабленная поза, отсутствующий взгляд, безразличие, скучающий взгляд (даже если сидит тихо и спокойно). Всё это свидетельствует о отсутствии внимания. Есть ещё критерий, который косвенно свидетельствует о наличии внимания – это быстрое и качественное выполнение задания, а если при проверке обнаружатся «глупые» ошибки (пропуск букв, слов, чисел) можно уверенно сказать, что ребёнок был не внимателен. В этом возрасте у детей слабая у детей слабая волевая регуляция, следовательно, чтобы привлечь внимание ребёнка, нужно ориентироваться на его непроизвольную форму, то есть привлекать внимание с помощью интереса. Игра интересна, значит с помощью её и надо тренировать внимание. Игр на развитие внимания множество. Существуют так называемый мнемотехнический приём. Например: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — начальная буква каждого слова обозначает название цветов спектра в их последовательности, что даёт возможность легко запомнить цвета. Хорошо известный способ запоминания количество дней в каждом месяце по костяшкам пальцев. Фраза «Биссектриса – это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Почти к каждому материалу можно подобрать способ его смысловой обработки (привлечь смысловую память). Досадная помеха внимания – забывание. Забывание особенно сильно развивается в течение 48 часов после восприятия, следовательно, готовить уроки надо по горячим следам в день объяснения, а затем только повторить. При подготовке задания чередуйте предметы. Читая текст, делите его на части, с последующим пересказом прочитанного. Только после этого читайте полностью. Небольшие по объёму стихи лучше заучивать полностью, а не по частям. Многократное повторение (3-4 раза) не даст результат, лучше 2 – 3 раза, но несколько раз в день. Прекрасно, если запоминание быстрое, а забывание медленное. Лучше не бывает!
Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления нарушений устной и письменной речи учащихся общеобразовательной школы будет тандем в работе учителя-дефектолога и учителя начальных классов. Это обусловлено тем, что учитель начальных классов и учитель-дефектолог стремятся к общей цели – дать качественное образование.
Учитель-дефектолог и учитель начальных классов, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.
Известно, что научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителей, ошибки при чтении и письме.
Основные направления сотрудничества учителя-дефектолога и учителя начальных классов:
- организация комплексной диагностики нарушений письма;
- организация индивидуальной работы учащихся с нарушениями письма на уроках;
- вовлечение в коррекционно-педагогическую деятельность членов семьи детей с нарушениями письма.
Также анализ материалов, посвященных вопросу сотрудничества учителя-дефектолога и учителя начальных классов, позволил выделить и основные формы сотрудничества:
- участие в работе ПМПК школы;
- совместное проведение круглых столов по вопросам диагностики нарушений письма и чтения планирования индивидуального образовательного маршрута учащегося;
- консультации;
- участие в педсоветах;
- совместное проведение родительских собраний;
- открытые занятия учителя-дефектолога;
- участие учителя-дефектолога в методических объединениях учителей начальных классов;
Одной из активно реализуемых форм сотрудничества учителя-дефектолога и учителя начальных классов, по мнению ведущих специалистов, должно являться консультативное сопровождение. Данная форма позволяет учителю начальных классов занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути ее разрешения. Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений.
Традиционные и инновационные формы взаимодействия учителя-дефектолога и учителя начальных классов.
Диагностический этап
Важную роль на диагностическом этапе работы может сыграть одна из форм взаимодействия анкетирование учителей начальных классов, которое поможет спланировать работу сотрудничества учителя-дефектолога и учителей начальных классов.
На диагностическом этапе работы учитель-дефектолог знакомит учителя начальных классов с результатами. Также учитель-дефектолог знакомится с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуется технологиями, применяемыми учителем, его методами и приемами.
На подготовительном этапе коррекционно-педагогической работы планируются следующие мероприятия:
- совместное проведение родительских собраний;
- участие учителя-дефектолога в методических объединениях учителей начальных классов;
- открытые уроки учителей начальных классов;
- консультации учителя-дефектолога для учителей начальных классов;
- консультации учителя-дефектолога для родителей;
- участие в работе ПМПК.
Коррекционный этап
На коррекционном этапе в целях пропаганды своих занятий учитель – дефектолог ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.
На методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, учитель-дефектолог выступает с докладами, проводит дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов (например, «Виды речевых нарушений и их влияние на усвоение учебной программы»). Также он принимает участие в работе педсоветов: например, знакомит педагогов со связью коррекционной работы с программой обучения русского языка и чтения.
Важной формой сотрудничества на коррекционном этапе выступают открытые занятия учителя-дефектолога. На занятиях учащиеся приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Поэтому посещая открытые учителя- дефектолога занятия, учитель знакомится с целым рядом специальных приемов, которые затем может использовать на своих уроках.
Учитель начальных классов по рекомендации учителя – дефектолога осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля.
Инновационной формой взаимодействия является проектная деятельность, которая повышает у детей мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности, повышается уровень саморегуляции речевой деятельности, активно развивается эмоционально-волевая сфера.
Практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Однако эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменного, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача учителя-дефектолог, во-первых, научить учителя отличать специфические ошибки от орфографической, а во-вторых, обратить внимание на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы учащегося. Эта задача также может решаться в консультативной форме.
Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях учитель-дефектолог очень специфично оценивает работу обучающегося. Оценка на занятии ставится по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, то есть за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Учитель-дефектолог должен убедить учителя в том, что создание для ученика благоприятного психологического климата на уроке значительно важнее нормальной оценки.
На индивидуальных консультациях и в беседах учитель-дефектолог с учителями начальных классов в течение всего учебного года информирует о направлениях коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма. Это следующие направления:
1.Развитие фонематического восприятия. Фонематического анализа и синтеза.
2.Развитие языкового анализа и синтеза.
3.Развитие слогового анализа и синтеза.
4.Устранение аграмматической дисграфии.
5.Устранение оптической дисграфии.
6.Развитие моторики.
В помощь учителю начальных классов учитель-логопед может рекомендовать игры и упражнения, которые учитель начальных классов будет применять на своих уроках.
Оценочный этап
На оценочном этапе основными формами сотрудничества могут стать: круглые столы, а также участие в заседании ПМПК, где проводится совместное обсуждение успехов учащихся, определяется возможное содержание дальнейшей коррекционно-педагогической работы.
Таким образом, сотрудничество учителя-дефектолога и учителя начальных классов, выступает в качестве важного условия организации коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма в современной общеобразовательной школе. Выстроенная система взаимодействия между учителем-дефектологом и учителями начальных классов может сделать систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письменной речи у учащихся начальных классов более эффективной, что в дальнейшем позволит детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и адаптироваться к процессу обучения.
Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:
1. Изменение окружения:
• изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
• работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
• оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;
• измените режим урока с включением физкультминуток;
• разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
• предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
• направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.
2. Создание положительной мотивации на успех:
• введите знаковую систему оценивания;
• чаще хвалите ребенка;
• расписание уроков должно быть постоянным;
• избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
• вводите проблемное обучение;
• используйте на уроке элементы игры и соревнования:
• давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
• большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
• создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
• научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
• игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
• стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
• помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
3. Коррекция негативных форм поведения:
• способствуйте элиминации агрессии;
• обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
• регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
4. Регулирование ожиданий:
• объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
• объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все уча¬щиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.
Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5— 10 лет.
Высокая распространенность нарушений чтения у младших школьников делает актуальной проблему выявления предрасположенности к дислексии.
Нарушения чтения (дислексии) представляют собой одну из распространенных форм речевой патологии детей младшего школьного возраста. На сегодняшний день под понятием дислексия понимается — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Нарушения чтения отрицательно влияют не только на весь процесс обучения, но и на психическое развитие ребенка, формирование личности. Неудачи при овладении чтением вызывают и закрепляют такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. Во всех этих случаях аффективные реакции являются следствием трудностей в чтении.
Чтение как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Коррекция нарушений чтения наиболее успешна при раннем ее начале.
Опыт показывает, что чем позже обнаруживаются нарушения письменной речи, тем большей степени тяжести они достигают и тем более длительный коррекционный курс в таких случаях требуется.
Профилактика еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств. Важными условиями предупреждения дислексии являются — раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.
А.Н.Корневым на основе механизмов нарушения чтения была разработана методика раннего выявления дислексии – МРВД, направленная на изучение уровня развития вербальных и невербальных психических функций у детей.
Основная задача методики – выявлять при массовых обследованиях группу детей “группу риска” подозрительных в отношении возможности возникновения нарушения чтения и др. расстройств (объединенных сходными механизмами возникновения или похожей симптоматикой).
Использование МРВД рекомендуется с целью общего профилактического обследования первых классов, в ходе предшкольной диспансеризации, она достаточно проста в использовании, занимает в ходе исследования минимальное количество времени и может применяться широким кругом специалистов, работающих с детьми: невропатологами, психиатрами, педиатрами, дефектологами, логопедами, педагогами и др.
Данная методика помогает выявить задержку формирования многих психических (сукцессивных) функций (входящих в симптомокомплекс дислексии), недоразвитие которых может способствовать появлению дислексий. Отобраны наиболее простые в использовании задания, требующие малой затраты времени: “Рядоговорение”, “Повторение цифр”, “Ритмы ” и “Кулак-ребро-ладонь”. Использование этих четырех тестов позволило выявить предрасположенность к дислексии в 68% случаев.
Первоклассникам, страдавшим расстройствами устной речи, выполнение тестовых заданий даются труднее, чем здоровым детям младше их на год. (Для этих младших школьников в методику были включены еще два задания «Рассказ по серии сюжетных картинок», «Ориентировка “право-лево”» – позволили вывить предрасположенность к дислексии в 87% случаев).
Недостаточная сформированность высших психических функций препятствует успешному формированию навыка чтения у младших школьников.
Результаты апробации методики показали, что надежность прогноза по дислексии повысилась до 82% . Важно выявлять таких детей еще в дошкольном возрасте и как можно раньше начинать с ними разностороннюю, систематическую, профилактическую работу. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения.
Поэтому работу, направленную на профилактику нарушений чтения следует проводить в детских садах, особенно в речевых группах, в группах для детей с задержкой речевого развития, на подготовительных занятиях для будущих первоклассников.
Следует отметить, что обследование с помощью МРВД – это лишь I этап в выявлении предрасположенности к дислексии. С помощью указанной методики можно изучить состояние лишь отдельных функций, лежащих в основе процесса чтения. Отобранная группа детей с повышенным риском должна пройти углубленное обследование психиатра, психолога, невропатолога и логопеда.
Таким образом, комплексный всесторонний анализ личностных особенностей ребенка даст возможность не только выявить и квалифицировать отдельные недостатки развития, но и определить динамику его индивидуального развития, понять причины, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных проявлений негативного развития.
Раннее выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников (младших школьников) помогает выявить группу риска возникновения дислексии и обоснованно использовать адекватные пропедевтические меры для оказания помощи каждому ребенку.
Ранняя диагностика и своевременная коррекция нарушений развития у детей позволяют не только сохранить, но и укрепить психическое здоровье ребенка, способствуют социальной адаптации младших школьников.
Экспериментальное исследование состояния предпосылок и навыков процесса чтения у учащихся 1 класса.
1 этап— выявление детей с предрасположенностью к нарушениям письменной речи
Обследование не требует специального оборудования, занимает примерно 5-8 минут.
Описание методики и правила оценки выполнения заданий.
I.“Рядоговорение”. Инструкция ребенку: “Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели” (при недостаточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления).
Оценки (здесь и далее оценка дается в штрафных баллах):
1)правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов; 2) правильно ответил на один вопрос – 2 балла; 3) не ответил ни на один вопрос – 3 балла.
II. “Ритмы”. Инструкция: “Послушай, как я постучу, и после того как я закончу, постучи точно так же”. После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:
простые ритмы – II I, I II, II I I, I I II, I III, если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;
сложные ритмы – III I I, I II II, I III I, II III I. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.
Оценки: 1) выполнены оба задания – 0 баллов; 2) выполнены только простые ритмы – 2 балла; 3) не выполнено ни одного задания – 3 балла.
Ш. Тест Озерецкого “Кулак – ребро – ладонь”. Инструкция: “Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же”.
Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из трех движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явном ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более пяти демонстраций.
Оценки: 1) правильное воспроизведение с одной-двух попыток после первой демонстрации – 0 баллов; 2) правильное воспроизведение после двух демонстраций или после трех демонстраций с первой попытки – 2 балла; 3) правильное воспроизведение после четырех и пяти демонстраций или после трех демонстраций со второй и более попыток – 3 балла.
IV. Субтест “Повторение цифр”. Инструкция: “Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!”. После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При верном воспроизведении переходит к ряду из четырех цифр и так далее до ряда из пяти цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция: “Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять, но начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу1-2, то ты должен сказать 2-1”. При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагается ряд из двух цифр, затем из трех и так далее. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину задания.
Цифровые ряды.
Прямой счет: | ||
№ 3 | 3-8-6 | 6-1-2 |
№ 4 | 3-4-1-7 | 6-1-5-8 |
№ 5 | 8-4-2-3-9 | 5-2-1-8-6 |
Обратный счет: | ||
№ 2 | 2-5 | 6-3 |
№ 3 | 5-7-4 | 2-5-9 |
№ 4 | 7-2-9-6 | 8-4-9-3 |
Оценка: 1) итоговый результат больше 6 – 0 баллов, 2) итоговый результат равен 6 – 2 балла; 3) итоговый результат меньше шести – 3 балла.
Составление окончательного заключения:
При обследовании детей 6,5 – 7,5 лет суммируются следующие три оценки: за “Рядоговорение”, “Повторение цифр” и за тест “Кулак-ребро-ладонь” или “Ритмы” (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.
Список литературы
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб, 2001.
- Левина Р.Е. Нарушения чтения и письма у детей. М., 2005.
- Логопедия / под ред. Волковой Л.С. М.,1989.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.
Практические советы по оказании помощи «леворуким» детям»
Существует несколько видов леворукости, принципиально различающихся по своему происхождению. Различают естественное, генетическое и наследственное левшество и леворукость. Первое означает, что ведущую роль в работе мозга берет на себя правое полушарие, и это соответствует определенному устойчивому типу работы нервной системы и головного мозга. Леворукость же предполагает активное использование временно или навсегда левой руки. Вызвать это могут родовая травма, особенности развития и даже воспитания. По мере роста ребенка и активизации работы левого полушария у таких детей может произойти «волшебное превращение» левши в правшу.
Левша — человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют левую руку намного чаще, чем правую.
Психологи отмечают следующие качества леворуких детей.
- «Левши» часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.
- Обычно — это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина.
- У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.
- Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.
- Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.
- Ребенок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда — плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.
ТЕСТЫ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ.
Есть специальный тест, который позволяет среди новорожденных выявить левшей. Он называется «поза фехтовальщика», это когда правая рука прижата к туловищу, а левая вытянута вперед. Если в положении на спине младенец в течение первого месяца жизни, регулярно принимает эту позу, то значит он левша. Еще доминирующую руку у ребенка можно распознать по повороту головы в течение первых 3-5 дней жизни. Если лежа на спине, малыш непроизвольно наклоняет голову в правую сторону, то он правша, а если в левую — то левша.
Для определения преобладающей руки у ребёнка постарше, предложите ему выполнить задания и ответьте на вопросы.
- Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
- Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования.
- Дайте ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
- Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
- Понаблюдайте, какая рука у ребенка активнее, когда он мастерит цепочку из скрепок, или нанизывает пуговицы на толстую нитку.
- Пусть малыш вырежет ножницами рисунок из любой открытки (цветок, машину и т.п.). Ведущая — та рука, которой ребенок держит ножницы.
- Предложите малышу 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Попросите его открыть и закрыть пузырьки. Ведущая рука та, которая крутит крышку (или пузырек).
Если из этих заданий более шести ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он — леворукий.
Если по этим тестам вы не смогли определить ведущую руку ребёнка, попробуйте следующее упражнение. Возьмите стакан, положите в него мелкие пуговицы или бисерины и попросите ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для детей, поэтому они обязательно возьмут ложку в ведущую руку.
Раньше в школах леворуких детей переучивали. Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.
К наиболее часто встречающимся проявлением невротической симптоматики у переученных левшей можно отнести:
- нарушение сна;
- нарушение аппетита;
- головные боли (боли в животе);
- страхи;
- энурез;
- заикание;
- тики; навязчивые движения;
- повышенная возбудимость, раздражительность;
- укачивание в транспорте:
- повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;
- двигательное беспокойство, неусидчивость;
- вялость, заторможенность.
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ НАША НАСТОЙЧИВОСТЬ?
Переучивая ребенка-левшу держать в правой руке ложку, карандаш, мы тем самым перекладываем врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. Развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть», ее все время «запихивают» в то полушарие головного мозга, которое должно реализовать не речевое, а музыкальное восприятие и воспроизведение.
Именно поэтому нередко взрослые левши, которых в раннем детстве жестоко переучивали, не умеют ориентироваться на местности, танцевать, не воспринимают мелодии (о таких людях говорят, что им медведь на ухо наступил). Дети неловки в движениях, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки и, как всякий лишенный свободы человек, подвержены неврозам: либо заторможены в развитии, либо чрезмерно возбуждены, упрямы, невнимательны.
Если у ребенка ведущий глаз левый, он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда как малышу надо помочь.
Настойчивое переучивание левши с левой руки на правую может привести к недостаткам произношения, заиканию, трудностям в школьном обучении, второгодничеству, нелюбви к чтению чуть ли не на всю жизнь. А бывает и похуже — к негативизму, уходу из школы и из семьи, бродяжничеству. Речь таких ребятишек долгое время остается односложной, задерживаются навыки рисования, двигательная пластика. А виноваты в бедах ребенка его родители, стремящиеся сделать своего младенца таким, как все, то есть правшой.
Многие левши, переученные в детстве, всю жизнь пишут и держат ложку правой рукой. Зато все, чему их не обучали в детстве делать правой рукой, даже в зрелом возрасте делают левой. Правая рука нередко остается у них менее ловкой, менее приспособленной к труду.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ ОБУЧЕНИЯ МАЛЕНЬКИХ ЛЕВШЕЙ.
Необходимо использовать пошаговую подачу материала. Т.е. для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции. Левша должен все воспринимать строго последовательно.
Поэтому при объяснении способа действия необходимо выделять этапы выполнения в их четкой последовательности, а порядок оформления заданий унифицировать, сделав его пригодным для любого вида работ.
У левшей протекание многих видов психической деятельности требует привлечения внешних осознанных приемов для овладения операциями, которые у правшей формируются независимо от усилий ребенка в процессе его роста. Поэтому начинать заниматься формированием отдельных звеньев пространственных представлений надо как можно раньше и уж не позднее 5-7 лет, а 9 лет — это тот возраст, когда происходит нарастание саморегуляции и активности внутримозговых связей, что приходится именно на период обучения в начальной школе.
Понятия «верха» и «низа» (пол — потолок) обычно бывают усвоены хорошо, чего не скажешь о терминах «следующий», «предыдущий». Следует учитывать тот факт, что у детей, стоящих лицом к классу, «право» соответствует понятию «лево» для сидящих за партами, что с трудом и медленно усваивается первоклассниками, особенно левшами.
Параллельно совершенствуется ориентация на листе бумаги, ведь если понятия «право» и «лево» остаются без изменения, то направления «верх» и «низ» оказываются на одной плоскости, но если поставить лист вертикально и отметить на нем внизу точку, а затем положить бумагу на парту, то ребенок убедится в том, что «низ» оказывается именно в этом месте. То есть «низ» — у живота, а «верх» — самый дальний. Это лучше объяснить, потому что у правши операция переноса «низа» на низ листа, где он без сомнения и рисует траву, происходит естественно, а для левши надо привлечь внешние средства, чтобы все стало понятным, иначе он еще долго будет в уме каждый раз производить операцию переноса.
Далее отрабатываются понятия верхнего правого угла, нижнего левого угла и т.д. Продуктивен для занятий с целым классом вариант, при котором лист бумаги заменяется поверхностью парты и ребенок работает в границах своего рабочего места. Ученики по команде учителя кладут на указанное место, например, в верхний правый угол, ластик. В этом случае проследить за движениями бывает значительно проще.
Очень важным этапом освоения левшой тетрадного листа является верный отсчет клеточек во всех направлениях. Дело в том, что попытки их подстраховать часто заканчиваются провалом, так как ребенок попросту не замечает точки-подсказки! Поэтому команду «отступить вниз три клеточки» хорошо подкрепить движением руки вниз.
Затем подходит очередь графических диктантов. Желательно, чтобы по окончании диктовки в тетради при верном выполнении получался какой-то узнаваемый силуэт.
В современных пособиях встречается много заданий на подбор пары данной фигурке из нескольких приведенных ниже вариантов, среди которых присутствует и зеркальное изображение. Полезно копировать образец, начав с простых фигур и постепенно их усложняя, но по-прежнему при предварительном анализе выделяя отдельные части и спланировав порядок работы.
Дисграфические ошибки на письме леворуких детей и как их предотвратить:
— выраженные нарушения почерка,
— неправильное начертание букв (оптические ошибки: п-т, л-м, н-к, х-ж и др.), — искажение соотношения частей, зеркальное письмо.
- Предлагайте ему как можно больше шнуровать, завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно. Пусть выкладывает мозаику, собирает пазлы.
- Полезно собирать-разбиратьмодельки из «Лего», раскручивать-закручивать мелкие детали конструкторов.
- Раскладыватькарточки, сдавать карты — тоже хорошая тренировка.
- Вашими помощниками в занятиях с ребенком могут стать обычные трафаретыс изображениями животных, птиц, фруктов, овощей и т.п. Для детей более старшего возраста будут полезны трафареты для написания букв и цифр. Эти занятия уже будут нацелены не только на развитие мелкой моторики рук , но и на профилактику ошибок в написании.
- Очень хороших результатов помогает добиться штрихование.
Штриховать можно самостоятельно нарисованные геометрические фигуры, картинки в книжках-расскрасках, мультяшных героев.
- Очень важно, чтобы ребенок имел представление о правильном образе букв и цифр. Написать среди «правильных» букв неправильные или сделать на компьютере «тренировочный» лист с ошибочно написанными буквами и цифрами.
- Предложите ребенку самостоятельно дориовастьотсутствующие элементы у букв, написание которых может вызвать сложности.
Ориентируясь на то, что образное мышление левши более развито, можно предложить ему найти ассоциации для каждой из «сложных» букв, тогда их ребенок запомнит гораздо быстрее. Например, Буква Ч похожа на чайник с носиком.
- Можно предложить ребенку конструироватьбуквы из палочек разной длинны, спичек, зубочисток.
- Очень хорошее упражнение — обводить предметов по контуру.
- Еще один вид упражнений, который направлен не только на подготовку к освоению навыков письма, но и на тренировку внимания и памяти, это срисовывание.
- Не стоит забывать о том, что ребенку очень полезно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, делать аппликации.Так же упражнения и специально организованные занятия для развития мелкой моторики будут очень полезны.
ТОВАРЫ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ.
Важно понять, что ребенку-левше неудобно пользоваться обычными пишущими принадлежностями, они тратят больше времени и усилий, чем правши. Например, левшам очень неудобно работать с ластиками обычной формы. Им удобнее пользоваться ластиками треугольной формы, которая соответствует естественному захвату руки и уменьшает мышечные усилия, необходимые для удержания ластика.
Также пользоваться обычной линейкой леворуким ученикам неудобно. Это связано с тем, что рука движется слева направо, при этом закрывается шкала и размазывается линия. Эти проблемы решаются с помощью линейки для леворуких, разметка шкалы в которой идет справа налево.
Также для левшей разработаны: ручки, карандаши, фломастеры, ножницы, линейки, точилки, ластики.