Формирование функциональной грамотности учащихся средствами учебных предметов

24 октября  2024 года  в ГУО «Средняя школа № 19 г. Могилева  имени М.Ф. Сафонова» прошло заседание учебно-методического объединения учителей начальных классов, воспитателей  ГПД, учителей — дефектологов в форме методического диалога. Тема заседания «Формирование функциональной грамотности учащихся средствами учебных предметов» была раскрыта педагогами на высоком уровне с использованием своего опыта работы и  применением презентаций.

Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи:  подготовить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным, успешно  адаптироваться в современном мире.  Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.

Поэтому на заседании были рассмотрены следующие вопросы:

1. Актуальные аспекты формирования функциональной грамотности в процессе учебной деятельности на I ступени общего среднего образования (учитель-дефектолог Лавринович Т.М.).

2. Методы формирования функциональной грамотности в процессе учебной деятельности в начальных классах (учитель начальных классов Никифорова Е.К.).

3. Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов на учебных предметах «Русская литература (литературное чтение)», «Белорусская литература (литературное чтение)» (учитель начальных классов Кузьмицкая А.В.).

4. Развитие естественно — научной функциональной грамотности по учебному предмету «Человек и мир» как ценностно — целевой ориентир начального образования (учитель начальных классов Шпаковская Н.А.).

5. Формирование у учащихся функциональной грамотности посредством использования ситуативных заданий при освоении содержания учебной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (учитель начальных классов Мороз С.К.).

В практической части заседания педагоги, работая в группах под руководством учителя начальных классов Козловской Н.С., разработали практико-ориентированные задания по формированию функциональной грамотности учащихся по учебным предметам «Русская литература (литературное чтение)», «Белорусская литература (литературное чтение)».

Обобщая рассмотренный материал, педагогами был сделан вывод о том, что только целенаправленная и систематическая работа педагогов в процессе обучения помогает сформировать  навыки ХХI века у учащихся начальных классов: критическое мышление, креативность, коммуникативность, социальный и эмоциональный интеллект, умение работать в команде, устойчивое развитие личности.

Елена Казимировна  Никифорова,
председатель учебно-методического объединения
учителей начальных классов,
воспитателей ГПД, учителей – дефектологов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *