Памятка по суициду

Уважаемые родители!

Что бы оказать своевременную помощь несовершеннолетнему, очень важно обладать знаниями  и уметь распознать признаки суицидального риска.

Ознакомление родителей с признаками кризисных состояний

Как заметить надвигающийся суицид?

Суицидально опасная референтная группа:

  • Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие.
  • Сверхкритичные к себе.
  • Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.
  • Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.
  • Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

 

Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней.
  • Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость).
  • Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.
  • Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти.
  • Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие.
  • Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку.
  • Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы.
  • Погруженность в размышления о смерти.
  • Отсутствие планов на будущее.
  • Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

 

Факторы и признаки:

 

конфликты в любовных и дружеских отношениях, потеря близкого человека (смерть, расставание),  вынужденная социальная изоляция (смена места жительства),  сексуальное насилие,  нежелательная беременность, переживание унижения, позора, злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем, уходы из дома, резкое снижение /повышение повседневной активности, необычное пренебрежительное отношение к своему внешнему виду, неприязнь и безразличие к окружению, уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, излишний риск в поступках, резкое снижение/повышение аппетита, признаки постоянной усталости, посещение кладбищ, частое прослушивание траурной и печальной музыки, усиление желоб на физическое недомогание, жалобы на повышенную сонливость или бессонницу, предпочтение тем разговора связанных со смертью и загробной жизнью, косвенное сообщение о суицидальных намерениях, шутки и высказывания о бессмысленности жизни, негативная оценка себя ,своего будущего и мира в целом, «Туннельное видение» (суженное восприятие проблемы), депрессивное настроение и безразличие к жизни, склонность к быстрой перемене настроения, скука, грусть, уныние, мрачное настроение, злобность, раздражительность, ворчливость, враждебность, тревога, ожидание беды, страх, тоска на фоне отчаяние и безысходности, глубокое мрачное настроение на фоне радостных событий, открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством, косвенные намеки на возможность суицидальных действий, активная и предварительная подготовка (целенаправленный поиск средств), частые разговоры осамоубийствах, символическое прощание с ближайшим окружением, разговоры о собственных похоронах, оставление записки об уходе из жизни

Памятка для родителей

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. Помогите своему ребенку избежать депрессии. Что можно предпринять?

 

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

 

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться  в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

 

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

 

И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Антисуицидальные факторы:

  • выраженная эмоциональная привязанность;
  • родственные обязанности;
  • чувство долга, понятие о чести;
  • зависимость от общественного мнения (в том случае, если общественные нормы не допускают суицида);
  • наличие планов, определяющих цель в жизни;
  • внимание к собственному здоровью;
  • представление о неиспользованных возможностях;
  • наличие эстетических критериев мышления;
  • экзистенциальное осмысление конфликта;
  • утраченная когда-то вера возвращает свое былое влияние, в том числе и на решение потенциальногосуицидента. Таким образом, это позволяет рассматривать веру как важный антисуицидальный фактор.

 

Педагог-психолог