Важным субъектом воспитывающей деятельности является семья.
Задача классного руководителя – обеспечить координацию совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создать единую воспитательную среду.
Основными направлениями в деятельности классного руководителя в работе с родителями следует считать:
- педагогическое просвещение родителей,
- коррекцию семейного воспитания,
- совместную деятельность классного руководителя с семьей по воспитанию детей,
- защиту ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, в микрорайоне.
Задачи классного руководителя в работе с семьей следующие:
- изучение семей,
- выработка единых требований к школьнику семьи и школы.
- определение совместных методов педагогического воздействия на личность.
- организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала.
В работе с родителями классными руководителями используются разнообразные формы:
- массовые (родительские собрания, конференции, практикумы, обмены опытом семейного воспитания, диспуты, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, праздники, дни коллективного отдыха, совместные посещения театров и музеев, походы, экскурсии)
- групповые (родительский комитет, совет класса, консультация, беседа)
- индивидуальные (консультации, беседа, поручение, посещения семей и др.).
Самой распространенной в практике и эффективной формой признается родительское собрание.
Родительские собрания могут быть:
- тематические (диспут, практикум, обмен опытом по педагогической проблематике);
- итоговые (в конце учебного года);
- совестные собрания родителей и учащихся;
- комбинированные, включающие элементы всех форм собраний.
Жизнь показывает, что в семьях, где родители педагогически правильно строят отношения с детьми, показывают им достойный пример собственными поступками, заботятся об их духовном развитии, практически исключена возможность формирования у детей антиобщественных взглядов, нарушения ими норм морали и права. Большинство родителей являются союзниками и помощниками школы , но в неблагополучных семьях они относятся к школе либо враждебно, либо безразлично. Сами они за помощью к учителю не приходят. Педагогам необходимо настойчиво искать пути и средства воздействия на таких родителей, оздоровления обстановки в их семьях, изменения отношения к детям и методам воспитания.
Требования к работе с неблагополучными родителями.
- Неправильно видеть только в родителях причину всех наших сложностей в работе с трудными учениками. Негативно поступки детей огорчают любого отца и мать, хотя нередко родители своими ошибочными действиями вызывают их. Не следуют резко критиковать применяемые родителями методы воспитания, постоянно предъявлять им претензии. Это лишь приводит к ненужным конфликтам между школой и семьей. Следовательно, главное в отношениях с ними — тактичность, доброжелательность и терпение.
- Чтобы знать, как именно работать с данной семьей, надо всесторонне ее изучить, выявлять положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, определять реальные пути их оздоровления. Информацию подобного рода дают посещение на дому беседы с родителями и детьми. Многое можно узнать из сочинения из сочинений учеников на такие темы. Как «Моя семья», «За что я уважаю своих родителей», «Как я провожу свое свободное время».
- Действия педагогов по изучению семьи и обстановке в ней надо подчинить продуманному плану.
- Когда меры педагогического воздействия не дают требуемых положительных результатов, школа должна обращаться в органы исполнительной власти (ИДН), и правоохранные органы с просьбой о применении мер, предусмотренных законодательством в отношении лиц, злостно уклоняющихся от своих родительских обязанностей.