ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Интеграция в переводе с латинского языка — процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов. Интеграция как целостность и как процесс не сглаживает и не обеспечивает специфику дифференцированных функций, необходимых для жизнедеятельности целого (интеграции).
Интеграция — это, прежде всего, не сумма составляющих её частей, а качественно новое образование, зависящее от:
- интегративной цели;
- интегративной деятельности: вместе, взаимозависимо;
- взаимозависимых отношений, порождающих «коллективный дух»;
- взаимного согласия и договоренности о наиболее полном участии в общем деле.
Один из основных аспектов интеграции в образовании — правильно организованные условия обучения для конкретного ребенка. В условиях интеграции ребенок должен быть готов осваивать программу, предназначенную для здоровых сверстников, в этом случае можно говорить и о готовности к данному процессу как самого ребенка, так и его окружения, то есть о внешних и внутренних условиях интеграции.
Интегрированный класс — форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к специальному классу и индивидуальному обучению.
Ресурсный класс/кабинет — отдельный кабинет для специальных занятий, в котором учащиеся общеобразовательных классов могут получить дополнительную поддержку специалистов. Ученики с особенностями развития проводят часть дня вместе со своими одноклассниками в регулярном классе, а часть — в ресурсном классе.
Интегрированное обучение и воспитание
Интегрированное обучение и воспитание– организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).
Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах.
В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания.
Цель интегрированного обучения:
- способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития.
Задачи интегрированного обучения:
- освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
- исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
- обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;
- создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;
- формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;
- формирование позитивно ориентированной личности;
- профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.
Классы интегрированного обучения и воспитания:
- полной наполняемости;
- неполной наполняемости.
Количество учащихся с ОПФР в классах интегрированнного обучения полной наполняемости.
Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:
— не более трех лиц с особенностями психофизического развития нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
— не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
— не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития (Кодекс Республики Беларусь Об образовании Гл.57, ст .268,п.14.1-14.3).
Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости
Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог по предметам базового компонента (русский язык, математика, белорусский язык).
Учитель-дефектолог проводит занятия в отдельном, оснащенном необходимым учебно-методическим оборудованием, кабинете с 3-6 учащимися с особенностями психофизического развития.
Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости
Класс интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости создаётся, когда количество детей с ОПФР меньше, чем указано в Кодексе Республики Беларусь об образовании (см. выше).
В классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью образовательный процесс осуществляет учитель, а учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия.
Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).
Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах.
В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания.
Цель интегрированного обучения:
- способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития.
Задачи интегрированного обучения:
- освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
- исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
- обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;
- создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;
- формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;
- формирование позитивно ориентированной личности;
- профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.
Классы интегрированного обучения и воспитания:
- полной наполняемости;
- неполной наполняемости.
Количество учащихся с ОПФР в классах интегрированнного обучения полной наполняемости.
Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:
— не более трех лиц с особенностями психофизического развития нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
— не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
— не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития (Кодекс Республики Беларусь Об образовании Гл.57, ст .268,п.14.1-14.3).
В вашей жизни наступает ответственный момент — ребенок идет в школу. Этот факт сам по себе вызывает некий стресс в семье. Кроме того, ваш ребенок не похож на других, он особенный. В классе он также встретится с разными детьми: разными по характеру и поведению, по уровню развития и подготовленности. Одним учиться легко, они все схватывают на лету. Другим для приобретения тех же знаний требуются усилия, но при достаточном усердии и они удовлетворительно усваивают программный материал. В силу особенностей развития вашего ребенка, учиться ему среди остальных детей будет трудно. Сложности возникают в деятельности учителей, родителей.
Вам, родителям ребенка с нарушениями развития, необходимо заранее обдумать все трудности и проблемы, с которыми он может столкнуться в школе, и постараться предупредить многие и з них. Вы знаете, что согласно Закону «О правах ребенка» родители имеют право сами выбирать учебное заведение, в котором будет обучаться ваш ребенок. Постарайтесь подойти к этому выбору очень ответственно. У вас есть альтернатива, но воспользоваться ею нужно только в интересах ребенка.
В нашей республике для детей с особенностями развития существует сеть специальных школ, где накоплен положительный опыт, отработана технология обучения с учетом структуры нарушения у ребенка. Кроме общеобразовательных, проводятся коррекционные занятия, занятия по социально-бытовой ориентировке, по самообслуживанию, труду.
Недостатком является то, что дети отгорожены от реального мира и плохо знают его, так как всем обеспечены и общаются с себе подобными. Проблема социальной адаптации не может решаться в условиях полной изоляции учеников от окружающей действительности.
Другой моделью получения образования для вашего ребенка может стать класс интегрированного обучения и воспитания. Согласно «Положению об интегрированном обучении», дети с нарушениями в развитии могут посещать обычные общеобразовательные школы. Интегрированное обучение позволяет ребенку жить в семье и посещать обычную школу по месту жительства. Это особенно привлекательно для детей, имеющих незначительные нарушения и отклонения. В классе интегрированного обучения работают два педагога: учитель — дефектолог и учитель начальной школы.
Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях. Это общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, обогащению словарного запаса. Проводятся занятия предметной направленности, подготавливающие к восприятию новых тем учебной программы, восполняющие пробелы в полученных знаниях. Групповые коррекционные занятия направлены на компенсацию наиболее общих особенностей детей с трудностями в обучении. Прежде всего это формирование содержательной учебной мотивации, развитие познавательных интересов, самостоятельности, интереса к учебному материалу. Развитие фонематического слуха, зрительного анализа, артикуляции, мелкой моторики, пространственной, временной и количественной ориентации делает возможным полноценное включение ребенка в учебную деятельность. Действенными оказываются проводимые со всем классом занятия по психокоррекции, установлению доброжелательных отношений, атмосферы доверия и дружбы.
Для становления и социализации личности учащихся в классах интегрированного обучения важно организовать подлинное взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе учебной деятельности: общение детей, умение «видеть» и «слышать» другого человека, сотрудничать с ним. Считается, что позитивные отношения со сверстниками приведут к нормализации самооценки и эмоционального состояния ребенка с нарушениями, к формированию положительной «Я-концепции», без которых невозможно ни успешное обучение, ни гармоничное развитие личности.
В настоящее время в школе происходит много перемен, прежде всего заменяется прежняя установка «ребенок для школы» установкой «школа для ребенка». Каким бы особенным ни казался ваш ребенок, какого рода трудности он бы ни испытывал, он имеет возможность реализовать себя в успешном обучении, стимулирующем интерес к знаниям, умственному труду, к творчеству. Вместе с тем на этом пути к знаниям родители по своей воле берут на себя большую часть тех обязательств, которые выполняет педагогический коллектив специальных учреждений. Успехи вашего ребенка в обучении будут зависеть от многих факторов: общего умственного развития, уровня познавательной активности, умения сохранять и поддерживать необходимый уровень внимания, темпа деятельности, сформированности общеучебных умений, состояния здоровья.
Для того, чтобы справиться со школьными требованиями к моменту поступления в школу, ребенку необходим определенный уровень физического и психического развития. Важна собственная произвольная активность, направленная на усвоение знаний, заинтересованность в процессе обучения, т.е. учебная мотивация, проще говоря, то, почему ребенок хочет идти учиться. Если он заявляет: «Хочу в школу, потому что мама купит мне красивый портфель», — это признак того, что он к школе еще не готов.
Поэтому вам нужно помочь ребенку подготовиться к обучению: разнообразить его свободное время, использовать его для накопления новых представлений. Ребенка развивают игры с игрушками, бытовыми и природными предметами, доступные виды деятельности. С детьми нужно как можно больше разговаривать. Такая дошкольная подготовка поможет ребенку выработать мотивационную и волевую готовность к школе.
Когда ваш ребенок дома, вы имеете возможность помочь ему в любое время, в школе же помочь может только учитель. Чтобы педагог лучше мог понять вашего ребенка, сообщите об особенностях его характера. Можно предупредить отрицательные переживания ребенка, если заранее позаботиться об установлении правильного отношения к его нарушению со стороны учителей, одноклассников. Дайте им понять, что ваш ребенок такой же, как все. Расскажите учителю о лучших сторонах вашего ребенка, его увлечениях, чтобы педагог затем смог сделать это же в классе. Отношение учителя к детям оказывает решающее влияние на отношения учеников друг к другу. Успех ребенка в обучении будет зависеть и от того, насколько правильно его представят другим детям. Попросите учителя, чтобы он рассказал одноклассникам о сильных сторонах характера вашего ребенка, положительных качествах, раскрыл мир его увлечений и одновременно смог в тактичной форме сообщить ученикам, что нельзя сосредотачивать внимание на нарушениях ребенка, тем более дразнить его.
Наоборот, необходимо оказывать ему посильную помощь, проявлять терпение при замедленных ответах, письме и других затруднениях. Постарайтесь посещать школу как можно чаще, особенно в первые месяцы. Только при постоянном контакте с учителями и детьми у вас есть шанс создать атмосферу максимального благоприятствования с их стороны. Однако ваши действия, направленные на достижение этой цели, должны быть обдуманны и тактичны. Излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистическую установку, а у окружающих детей — снисходительное отношение. Успешная адаптация ребенка с нарушениями развития бывает полноценной лишь при условии благополучия эмоционально-психологического климата в классе.
У вашего ученика не все будет получаться гладко и просто. А детям легко провести параллель: если это не получается, то не получится и другое. Такие представления необходимо опровергнуть. Прежде всего, следует создать у ребенка уверенность в собственных силах. Ему необходимо ощущение успеха. Хвалите ребенка за каждое достижение и радуйтесь с ним его успехами. Спокойное отношение к неудачам и чуткое внимание к успехам — вот ключ к будущим победам вашего ребенка. Смысл помощи в учебной деятельности состоит не в том, чтобы взрослые выполняли за ребенка домашние задания. И даже не в контроле над тем, что и как он выучил. Смысл помощи в том, чтобы создавать и поддерживать положительный эмоциональный настрой на учебу, помогать ему вырабатывать учебные навыки.
Известно, что переход от дошкольного «игрового» детства к школьному «учебному» характеризуется сменой ведущего типа деятельности: теперь не игра, а учебная деятельность ведет за собой развитие. Однако эта деятельность не возникает сама по себе, она формируется под руководством учителя и во многом под вашим руководством, дорогие родители. Помните, что вы также несете ответственность за ее формирование, помогаете в том, чтобы в будущем она превратилась в самостоятельную, сознательную деятельность по приобретению знаний, а ваш ребенок вырос человеком, не только имеющим определенные знания, но и способным использовать их в жизни. Если школьная судьба ребенка сложится благополучно и он удачно войдет во взрослую жизнь, понимая ценность знаний, умея трудиться и получать от этого радость, значит, ваши старания и старания его учителей не пропали даром и на земле стало еще одним счастливым человеком больше.
Учитель-дефектолог Ухова Е.Г.
Ребенок – это личность.
Необходимо уважать его, не подавлять его желания и интересы, но в случае неадекватных желаний и интересов уметь найти мудрый выход из положения и объяснение.
Если вы хотите иметь хорошие взаимоотношения с детьми, то следуйте следующим советам.
- Не балуйте ребенка, вы его этим портите. Не обязательно делать все, что запрашивает ребенок. Он просто испытывает вас.
- Не бойтесь быть твердыми с ребенком. Он предпочитает именно такой подход. Это позволяет ему определить свое место.
- Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что ребенок просто хочет, чтобы вы постоянно им занимались.
- Не позволяйте дурным привычкам привлекать к ребенку чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит его на их продолжение.
- Не делайте для ребенка и за ребенка то, что он в состоянии сделать для себя сам. Он может продолжать использовать вас в качестве прислуги.
- Не требуйте от ребенка немедленных объяснений, зачем он сделал то или иное. Он иногда и сам не знает, почему поступает так, а не иначе.
- Не подвергайте слишком большому испытанию его честность. Будучи запуганным, он легко превращается в лжеца.
- Пусть его страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе он будет бояться еще больше. Покажите ему, что такое мужество.
- Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет его веру в вас.
- Не будьте непоследовательными. Это сбивает его с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
- Не придирайтесь к ребенку и не ворчите на него. Если вы будете это делать, то он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.
- Не пытайтесь читать ему наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно он знает, что такое хорошо и что такое плохо.
- Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает ему ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
- Не расстраивайтесь слишком сильно, когда ребенок говорит: «Я вас ненавижу». Он не имеет буквально это в виду. Он просто хочет, чтобы вы пожалели о том, что сделали ему.
- Не заставляйте ребенка чувствовать, что его проступки — смертный грех. Он имеет право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете его убеждать, что он ни на что не годен, то в будущем он, вообще, будет бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.
- Не забывайте, ребенок любит экспериментировать. Таким образом он познает мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
- Не пытайтесь обсуждать его поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам его слух притупляется в это время, а его желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите с ним об этом несколько позже.
- Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей. Он обратит гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете ему все спокойно с глазу на глаз.
- Не забывайте, что ребенок не может успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
- Дайте ребенку почувствовать, что он родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между родителями травмируют психику ребенка.
- Если ребенок видит, что вы любите больше брата или сестру он вам не будет жаловаться. Он будет просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом он видит справедливость.
- Ребенку интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как ему поступать, и что ему делать со своими чувствами, то ему об этом расскажут его сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
- Не пытайтесь от ребенка отделаться, когда он задает откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, он, вообще, перестанет задавать их вам и будет искать информацию где-то на стороне.
- Ребенок чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от него. Дайте ему возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете ему — он будет доверять вам.
- Относитесь к ребенку так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда он станет ваши другом. Запомните, что он учится, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
- Ребенку важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего ему важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.
Помните! Ребенок поступает, делает так как он видит! А не так как он слышит. И сколько бы вы ему не говорили, что это или то, делать надо так, он будет делать так, как делаете это вы…
Учитель-дефектолог Ухова Е.Г.
«Играем и память развиваем!»
Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.
Виды памяти:
— образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);
— словесно-логическая;
— двигательная.
Индивидуальные особенности памяти. Существует три типа памяти:
-наглядно-образный;
— словесно-логический;
— промежуточный (гармонический).
Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки.
Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.
Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают наглядно-образный и словесно-логический материал.
Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка? Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.
Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры.
Для развития памяти ребенка предлагаю использовать следующие игры:
«Игра в слова»
1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.
Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.
2. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат.
Проверь себя.
3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.
Проверь себя.
4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.
Проверь себя.
Игра в слова «Гуляем по зоопарку»
Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку. «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».
ВНИМАНИЕ!
Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..
ЗАДАНИЕ 1.
Перечисли животных, которых ты знаешь.
ЗАДАНИЕ 2.
Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.
ЗАДАНИЕ 3.
Найди на картинках животных, которых назвал ты.
ЗАДАНИЕ 4.
Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.
Игра «Снежки»
ЗАДАНИЕ 1.
Представь снег.
— Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый?
— Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.
ЗАДАНИЕ 2.
— Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека?
ЗАДАНИЕ 3.
— Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега.
— Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?
РАССКАЖИ.
Игра «Запахи и звуки».
ЗАДАНИЕ.
Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи.
Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни как шумит дождь. Что такое шум дождя?
Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?
Игра «Вкус и запах»
ЗАДАНИЕ 1.
Представь лимон.
— Каков он на вкус?
— Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.
— Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
ЗАДАНИЕ 2.
Нарисуй лимон.
ЗАДАНИЕ 3.
Представь апельсин.
— Каков он на вкус?
— Вспомни, как пахнет апельсин? Расскажи об этом.
— Какого цвета апельсин?
— Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?
ЗАДАНИЕ 4.
Нарисуй апельсин.
ЗАДАНИЕ 5.
Расскажи, чем отличаются лимон и апельсин. Чем они похожи?
Развитию словесно-логической памяти способствовали следующие упражнения
Можно предложить следующие рассказы для запоминания:
1. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, Споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
Вопросы к рассказу:
— Как звали мальчика?
— Что с ним случилось во время прогулки?
— Кто помог мальчику?
— Чем заканчивается рассказ?
2. Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту, машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.
Вопросы к рассказу:
— Как звали девочку?
— Что она построила?
— Кого девочка хотела катать на машине?
— Что случилось во время игры?
— Как девочка оказала помощь мишке?
Развитию зрительной памяти способствовали следующие упражнения.
Игра «Заблудились животные»
Цель: развивать зрительную память и восприятие.
Задание: попросить ребенка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а после того как картинка будет убрана, вспомнить, что на ней было изображено? Можно задать вопросы:
1. Какие растения изображены на картинке?
2. Какие животные?
3. Может ли так быть?
4. Какие животные заблудились?
Игра «Что потерялось?»
Цель: развивать внимание и зрительную память.
Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?
Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развивать зрительную память и внимание.
Вариант 1:
Задание: попросить ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их.
Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?
Вариант 2:
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закрыть и предложить ребенку новый, на котором уже 7 предметов. Спросить его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?
«Бусы»
Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.
Учитель-дефектолог Ухова Е.Г.