Педагогам

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

В работе с детьми с особенностями развития наглядные методы являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Наглядные методы реализуются при опоре на сохранные звенья высших психических функций и использовании возможностей наиболее упроченных форм деятельности. Опора на сохранные звенья в процессе обучения позволяет временно перевести нарушенные функции на другой, более низкий и доступный уровень их осуществления. Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудио-образцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала.
    В обучении детей с особенностями развития важно избегать перегруженности, которая снижает качество восприятия материала и приводит к быстрому утомлению и эмоциональному пресыщению школьников.
    Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и практические работы, игра и др.) широко используются в процессе обучения детей для формирования предметных и универсальных компетенций.
    Развитию познавательной активности учащихся, проявлению заинтересованности в приобретении знаний способствуют дидактические игры и игровые приемы. Проведение игровых занятий создает оптимальные условия для развития потребностно-мотивационной сферы детей и облегчает процесс их адаптации к новым условиям. Повышение уровня умственного развития учащихся осуществляется в процессе деятельности всех видов – игровой, трудовой, предметно-практической, учебной.
    Использование продуктивных видов деятельности на начальных этапах обучения эффективно и в целях формирования самоконтроля и самооценки учащихся. Опора на практические действия необходима также в целях формирования знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям программ обучения по учебным предметам.
    При выполнении упражнений, как наиболее распространенного практического метода, школьнику с особеностями развития необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий, предварительно заданную учителем. Обязательное первоначальное оречевление действий постепенно свертывается и переводится во внутренний план.
    Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с особенностями развития и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами.
    Недостаточная сформированность основных мыслительных операций и памяти детей с нарушениями развития (замедление скорости приема и переработки сенсорной и речевой информации) определяют необходимость дозированного сообщения нового материала (методом «малых шагов») с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов.
    Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.
    При использовании словесных методов в работе со школьниками с особенностями психофизического развития необходимо создавать оптимальные условия, позволяющие активизировать их познавательную деятельность, обеспечивать целенаправленность их восприятия и устойчивость внимания, формировать умения учебного рассуждения, быстро реагировать на возникающие у детей трудности. Наиболее эффективным является проведение бесед при объяснении, закреплении, обобщении материала.
    Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности):
максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;
рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;
на уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить), оказание помощи во время урока, поддержки, внимания;
обучение работе с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы;
создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;
оценивание не результата и его соответствия нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддержка желания работать, интереса к предмету (лучший стимул-похвала, оценка деятельности).
    САМЫЕ ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми с особенностями:
1.     Воздействие на все органы чувств.
2.     Разнообразные виды деятельности.
3.     Обращение к опыту ребенка.
4.     Комфортные условия на уроке.
5.     Ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей.
6.     Содружество учителя и учащихся.
7.     Предъявление заданий малыми дозами.
8.     Игра.
9.     Формирование чувства самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).
Методические приемы:
— Поэтапное разъяснение заданий.
— Последовательное выполнение заданий.
— Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
— Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
— Близость к учащимся во время объяснения задания.
— Перемена видов деятельности
— Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
— Чередование занятий и динамических/физкультурных пауз.
— Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
— Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
— Работа на компьютерном тренажере.
— Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
— Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
— Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
— Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
    КОГДА РАБОТАЮТ дети с особенностями:
Когда знания, умения и навыки понадобятся на практике;
Когда они кого-то сами смогут научить.

    Учащиеся с трудностями в обучении, с лёгкой интеллектуальной недостаточностью часто относятся учителями к категории неуспевающих школьников. У таких детей с первых месяцев обучения в школе появляются затруднения в усвоении учебного материала с одной стороны в силу незрелости эмоционально-волевой сферы (они готовы выполнять лишь то, что непосредственно связано с их интересами), с другой стороны, из-за незрелости предпосылок интеллектуального развития (у данной категории детей отмечается недостаточный для их возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас сведений и представлений об окружающей действительности). Итак, затруднения в обучении детей с трудностями в обучении, с лёгкой интеллектуальной недостаточностью связаны с незрелостью личности и особенно мотивационной сферы, с несформированностью учебных интересов и преобладанием игровых.

    Классы интегрированного обучения и воспитания объединяют разных детей, зачастую очень отличающихся друг от друга. Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные человеческие качества. Основная цель учебных занятий в классах интегрированного обучения и воспитания – создание таких условий, чтобы все дети могли контактировать друг с другом, чтобы все учащиеся класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый ученик по мере своих способностей был включен в общий образовательный процесс. Интегрированное обучение основывается на дидактических принципах специального и общего образования. Оно носит воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.

    Особую сложность для учителя класса интегрированного обучения и воспитания представляют планирование и проведение уроков в таком классе. Ниже приведена структура урока (при внутренней дифференциации), которая поможет педагогу в составлении поурочных планов и уточнении целей обучения каждой группы детей.

Структура урока при внутренней дифференциации

Этапы урока
Методы и приемы
Организация работы по программе общего среднего образования
Организация работы по специальной программе
Организационный этап (словесный – слово учителя) он общий для всех детей класса
Проверка домашнего задания (словесный – беседа), практический – работа с учебником, по карточкам):
Фронтальный опрос
Проверка и взаимопроверка
Индивидуальная проверка

Повторение изученного материала (словесный – беседа, практический – работа с учебником, по карточкам):

Беседа, письменное и устное выполнение упражнений
Работа по карточкам

Подготовка к восприятию нового материала (словесный – беседа):

Беседа
Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе

Изучение нового материала (словесный – беседа, практический – работа с учебником, по карточкам):

Объяснение нового материала
Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания)

Закрепление изученного (словесный – беседа, практический – работа с учебником, по карточкам):

Выполнение упражнений. Проверка
Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам

Итог урока (словесный – беседа) общий для всех детей класса

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Словесный (слово учителя):

Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием
Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).

Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с психофизическими нарушениями в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии (проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал). Такое чередование деятельности учителя класса интегрированного обучения и воспитания продолжается в течение всего урока. При необходимости он может использовать для объяснения непонятных или трудноусваиваемых моментов содержания программного материала инструкционные карточки, в которых изложен алгоритм действий учащегося, различные задания и упражнения. Такой прием обучения применяется в том случае, когда учитель не может уделять много времени учащимся, занимающимся по специальным программам, и вынужден весь урок контролировать остальной класс из-за сложности темы по программе общего среднего образования.

 При обучении детей, имеющих нарушения интеллекта, в интегрированном классе учитель нуждается в адресном (прежде всего рассчитанном на учеников) дидактическом обеспечении урока и учебного процесса в целом. Педагоги и учителя-дефектологи составляют учебно-методические и дидактические комплекты.

    Рекомендации для поддержки детей с особенностями психофизического развития:

  1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
  2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
  3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
  4. Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Рекомендуемые приемы:

  • Снятие страха — «Ничего страшного…»
  • Скрытая инструкция — «Ты же помнишь, что…»
  • Авансирование — «У тебя получится…», «Ты сможешь…» Говорите это искренне и уверенно.
  • Усиление мотива — «Нам это нужно для…» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»)
  • Педагогическое внушение — «Приступай же…
  • Высокая оценка детали — «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…» («Сегодня ты хорошо рассказал о…, отвечал на вопросы и т.д.»)
  1. Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Рекомендуемые приемы:

  • Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
  • Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
  • Формируйте веру в успех.
  • Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии, уроке ты смог сделать…, сможешь и сейчас).

Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

  1. В основе обучения у детей с особенностями в развитии лежит дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.

Дифференциация в современном понимании – это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:

  • дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
  • индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;

введения специальных видов помощи, а именно:

— рительных опор на этапе программирования и выполнения задания;

— речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);

— совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;

— введение элементов программированного обучения и т.д.

Индивидуальный подход в обучении:

проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;

учёт психофизических, личностных особенностей;

опора на индивидуальные возможности и зону ближайшего развития;

организация деятельности ребенка в зоне «ближайшего развития», т. е. область потенциальных возможностей ребенка. Развитие происходит только в проблемной ситуации!!!

смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;

соблюдение принципа «от простого к сложному»;

переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;

поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;

снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку;

освобождение обучающихся от контроля по выполнению норм техники чтения.

При выполнении заданий тоже следует подходить индивидуально:

  • поэтапное разъяснение инструкции;
  • выделение ключевых слов;
  • листы с упражнениями, требующие минимального заполнения;
  • краткое содержание параграфа;
  • заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.
  1. При организации обучения ребенка с особенностями развития следует учитывать следующее:
  • выбор места в классе;
  • заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания;
  • предоставление дополнительного времени;
  • специализированные учебники;
  • оценки понимания задания.
  1. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;
  2. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;
  3. Обязательно работать с дневником обучающегося, выставлять отметки, делать записи об успехах;
  4. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент.
  5. Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов:

альтернативного ответа;

помощь в заполнении оценочных бланков;

предоставление неограниченного времени;

возможность выполнения работы дома.

  1. Качественный подход при оценивании результатов предусмаривает:

индивидуальную шкалу оценок;

ежедневное оценивание;

меньшего количества заданий для получения оценки;

внимание на понимание прочитанного;

оценивать правописание отдельно от содержания работы

 

Список рекомендаций и стратегий, указанный ниже, составлен специально для педагогов, работающих с детьми с ОПФР с целью поддержать их стремление в обучении детей и подростков с ограниченными возможностями.

Общие рекомендации.

  1. Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“. Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учеников может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Такие ребята, конечно же, отличаются от остальных, они другие, но быть другим еще не означает быть дефектным или ущербным. В школах обучаются дети с разной степенью отклонения. Отклонение может быть заметно сразу или, наоборот, быть едва заметным, такое отклонение могут обнаружить только в средней школе или институте, а могут и вообще не обнаружить в течение всей жизни.
  2. Чем раньше у ребенка обнаружат какое-либо отклонение, тем больше шансов его вылечить. В процессе обучения учеников старшего возраста вам придется научиться справляться с разными ситуациями, возможно даже суметь защитить себя.
  3. Очень важно помнить, что детям с ограниченными возможностями может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.
  4. Убедитесь в том, что все ученики чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших учеников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема, в результате которой дети с ограниченными способностями будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.
  5. Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз в день / неделю / месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.
  6. Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом. Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете.

Тактика поведения с учениками (стратегии).

  1. Введите учеников в курс дела: покажите им расписание занятий, расскажите о своих требованиях к ним.
  2. Помните, что детям с ограниченными возможностями очень важен четкий распорядок дня. Поэтому для них необходимо составление графика. Не забывайте предупреждать учеников о всех изменениях заранее, особенно если это касается их расписания.
  3. У детей с ОПФР очень часто могут возникать следующие организационные проблемы: а) неряшливое отношение, как к своему внешнему виду, так и к школьным принадлежностям; б) частая забывчивость каких-либо предметов дома.

Для решения этих проблем учитель должен обратиться за помощью к родителям ребенка.

  • Необходимо научить учеников правильно задавать вопросы. Обращаясь к вам за помощью, все ученики должны чувствовать себя абсолютно свободно.
  • Не давайте материал в полном объеме, разделите его на части. Приводите как можно больше примеров.
  • Используйте наглядные пособия: видео фильмы, слайды, компьютерную графику, диаграммы, таблицы, картинки. Пишите на доске, выделяя и подчеркивая все необходимое.
  • Не забывайте правило: «Повторение – мать учения». Постоянно возвращайтесь к пройденным темам.
  • Дайте ученику только то количество материала, которое он может усвоить, а не общепринятое.
  • Не забывайте, что многие не могут одновременно слушать и записывать. Конспектировать услышанное для многих детей очень сложно.
  • Оценки ставьте снисходительно. Оценивайте выполненную работу за содержание, а не за внешний вид.
  • Разрешайте ученикам пользоваться на уроке различными словарями, учебниками, компьютерами и калькуляторами.
  • Никогда не критикуйте ребят с ограниченными способностями перед другими детьми. Помните, что только поощряя их, они будут добиваться лучших результатов.
  • Заканчивайте урок со звонком, перемена существует для отдыха.
  • Хвалите учеников за их хорошее поведение.
  • Самое главное – не упустить случая похвалить ученика и повысить в нем чувство собственного достоинства.

Основные условия, которые обязательны для каждого педагога, работающего с детьми с ОПФР:

  • Создавай в классе, в школе благоприятный психологический климат;
  • Воздействуй на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
  • Не раздражайся, будь терпелив и настойчив;
  • Помни: максимум поощрения, минимум наказания;
  • Требуя, учитывай реальные возможности ребёнка;
  • Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируй темпы и объём работы;
  • Учитывай «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
  • Учи ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;
  • Утверждай позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;
  • Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление;
  • Соблюдай все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе;
  • Работай в тесном контакте с врачом, медсестрой.

Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:

  • Выделить этих учащихся для себя, т.к. в обычную схему урока они не укладываются;
  • Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей)
  • Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить

Работа на уроке:

  • задания для детей с опфр должны носить конкретный практический характер;
  • задания должны быть индивидуальными по объёму и сложности;
  • новый материал нужно давать порциями;
  • обучение должно быть растянуто во времени, содержать многократное повторение и с постоянной опорой на наглядность;
  • в процессе обучения целесообразно опираться на все виды анализаторов (слух, зрение, осязание…)
  • наиболее сложная информация должна даваться ученику с опфр в период его наибольшей работоспособности на уроке

Учитель-дефектолог Ухова Е.Г.

Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

4. Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Рекомендуемые приемы:

Снятие страха — «Ничего страшного…»

Скрытая инструкция — «Ты же помнишь, что…»

Авансирование — «У тебя получится…», «Ты сможешь…» Говорите это искренне и уверенно.

Усиление мотива — «Нам это нужно для…» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»)

Педагогическое внушение — «Приступай же…

Высокая оценка детали — «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…» («Сегодня ты хорошо рассказал о…, отвечал на вопросы и т.д.»)

5. Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Рекомендуемые приемы:

Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.

Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

Формируйте веру в успех.

Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии, уроке ты смог сделать…, сможешь и сейчас).

Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

6. В основе обучения у детей с особенностями в развитии лежит дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.

Дифференциация в современном понимании – это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:

  • дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
  • индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;

введения специальных видов помощи, а именно:

  • зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания;
  • речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
  • совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;
  • введение элементов программированного обучения и т.д.

Индивидуальный подход в обучении:

  • проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;
  • учёт психофизических, личностных особенностей;
  • опора на индивидуальные возможности и зону ближайшего развития;
  • организация деятельности ребенка в зоне «ближайшего развития», т. е. область потенциальных возможностей ребенка. Развитие происходит только в проблемной ситуации!!!
  • смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;
  • соблюдение принципа «от простого к сложному»;
  • переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;
  • поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;
  • снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку;
  • освобождение обучающихся от контроля по выполнению норм техники чтения.

При выполнении заданий тоже следует подходить индивидуально:

  • поэтапное разъяснение инструкции;
  • выделение ключевых слов;
  • листы с упражнениями, требующие минимального заполнения;
  • краткое содержание параграфа;
  • заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.

7. При организации обучения ребенка с особенностями развития следует учитывать следующее:

  • выбор места в классе;
  • заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания;
  • предоставление дополнительного времени;
  • специализированные учебники;
  • оценки понимания задания.

8. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;

9. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;

10. Обязательно работать с дневником обучающегося, выставлять отметки, делать записи об успехах;

11. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент.

12. Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов:

  • альтернативного ответа;
  • помощь в заполнении оценочных бланков;
  • предоставление неограниченного времени;
  • возможность выполнения работы дома.

13. Качественный подход при оценивании результатов предусматривает:

  • индивидуальную шкалу оценок;
  • ежедневное оценивание;
  • меньшего количества заданий для получения оценки;
  • внимание на понимание прочитанного;
  • оценивать правописание отдельно от содержания работы.

Учитель-дефектолог Ухова Е.Г.

ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ:

  1. Принимать ребёнка таким, какой он есть.
  2. Исходить из интересов ребёнка.
  3. Строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка.
  4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребёнка)
  5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  6. Как можно чаще разговаривать с ребёнком.
  7. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
  8. Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, карты, … ).
  9. Избегать переутомления ребёнка.

ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ:

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные проступки.
  4. Наказания не должны унижать ребёнка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
  10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  11. Учить брать ответственность на себя.

ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ:

  1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  5. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
  6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
  7. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
  8. Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
  9. Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
  10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  11. Не унижайте ребёнка, наказывая его.
  12. Терпенье — вот, мой друг, оружие героя, коль выбито из рук оружие другое.
  13. Лишь слепые могут полагать, будто зрячим все легко делается.
  14. Если у корабля нет цели, то и нет попутного ветра, также и для человека.
  15. Не показывайте мне дорогу, а научите, как найти её самому.
  16. Кто хочет – ищет способы, кто не хочет — ищет причины.
  17. Не согласен — возражай. Возражаешь — предлагай. Предлагаешь – делай!
  18. Познавая самого себя, ты познаешь мир.
  19. Нас мягкость, случается, там выручает, где грубая сила бессильна бывает.
  20. Первоисточник всех богатств мира – мысль!
  21. Грубость – это остроумие дураков.
  22. Научись слушать, тогда и говорить научишься.
  23. Хочешь быть счастливым – будь им!
  24. Выбирая себе друзей, выбираешь жизнь.
  25. Ленивый ум ржавеет от неупотребления.
  26. Обманывая других, обманываешь себя.
  27. Мы столько можем, сколько знаем.
  28. Если тебе плохо, ты имеешь право погоревать и рассказать об этом.
  29. Ты можешь сказать другим что–нибудь приятное: скажи!
  30. Поговори о своих неприятностях с тем, кто тебя выслушает.
  31. Признавай свои слабости, и ты станешь сильнее!
  32. Истина рождается в спорах, но когда страсти кипят, истина испаряется.

Условный знак 

Характеристика

хорошие  навыки,  правильно  понимает  инструкцию,  самостоятельно справляется с заданием

правильно  понимает  инструкцию,  не  всегда  самостоятельно  справ-ляется  с  заданием,  принимает  помощь,  действует  адекватно; 

знания есть, но не всегда правильно используются;

инструкцию понимает, но не всегда действует в соответствии  с ней, часто  допускает  ошибки,  требуется  стимулирующая  помощь  в  организации деятельности; знания непрочные

инструкцию  понимает  только  с  повторного  раза,  требуется  постоянная стимулирующая помощь(на невербальном уровне)

◙ 

не  реагирует на инструкцию,  задания  не выполняет,  знания  отсутствуют

Учитель-дефектолог Ухова Е.Г.