ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ
ОАО «Комбинат школьного питания», директор Кротова Оксана Владимировна, 8 (0222) 75 17 58
Заведующий производством Дяченя Елена Николаевна, 8 (0222) 79 20 62.
1 смена 08.50 – завтрак 1 классы 09.55 – завтрак 2 классы 10.55– обед 5 классы платное питание, льготное питание 11.50 – обед 9, 10, 11 классы платное питание, льготное питание 13.00 – обед ГПД 1, 2 классы 2 смена 14.45 – обед 3 классы 15.45 – обед 4 классы, обед, полдник 7 классы платное питание, льготное питание 16.10 – полдник ГПД 1, 2 классы 16.45 – обед, полдник 6,8 классы платное питание, льготное питание
В соответствии с Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019г. № 694 «Об организации питания обучающихся»
Бесплатным питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов обеспечиваются обучающиеся:
двухразовым, трехразовым питанием (ГПД):
- из малообеспеченных семей;
- из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;
- из числа детей-инвалидов;
одноразовым питанием:
- I-IV классов;
- из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II;
- специализированных по спорту классов;
- находящимся в социально опасном положении.
Документы, необходимые для предоставления бесплатного питания обучающимся I—XI классов:
Обучающимся из многодетных семей:
– заявление родителей с указанием класса и даты рождения;
– копия удостоверения многодетных семей.
Обучающимся из малообеспеченных семей:
– заявление родителей с указанием класса и даты рождения;
– справка о месте жительства и составе семьи;
– справки и доходах каждого члена семьи за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления. В среднедушевом доходе семьи обучающегося в составе семьи учитываются его мать и отец, дети, не достигшие 18 лет, дети в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в учреждениях общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в дневной форме получения образования, а также инвалиды с детства I и II группы, получающие социальные пенсии.
Обучающимся, у которых один из родителей является инвалидом I или II группы:
– заявление родителей с указанием класса и даты рождения;
– копия удостоверения инвалида.
Обучающимся, находящимся в социально опасном положении:
– заявление родителей с указанием класса и даты рождения.
Детям-инвалидам:
– заявление родителей с указанием класса и даты рождения;
– копия удостоверения инвалида.
Система Расчет — Образование и развитие — Отделы, управления образования — Могилев — У О Могилевский ГИК — ПИТАНИЕ В ШКОЛАХ (ГИМНАЗИЯХ) — Далее вводится лицевой номер учащегося (остается без изменения)
Необходимо производить ежемесячно не позднее 25-го числа текущего месяца через систему ЕРИП на расчетный счет. Платежи осуществляются как единовременно путем внесения всей суммы за текущий месяц, так и частями в течение месяца (но не позднее 25 числа текущего месяца).
Для оказания справочно-консультационной помощи населению по вопросам оплаты за питание обучающихся обращаться по телефонам 42-36-12, 42-36-17 с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00 (в рабочие дни). Ответственный — бухгалтерия государственного учреждения «Могилевский городской центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций».
С 01 сентября 2024 года предлагаются следующие виды питания:
Денежные нормы расходов на питание Согласно Приложению 6 к постановлению Совета Министров РБ 27.04.2013 №317 (в редакции постановления Совета Министров РБ 23.08.2023 №555)
для учащихся 1-2 классов (6-10 лет)
ЗАВТРАКИ 2,08
ОБЕДЫ 2,98
ПОЛДНИК 0,89
для учащихся 3,4,5 классов (6-10 лет)
ОБЕДЫ 2,98
для учащихся 5-11классов (11-18 лет)
ОБЕДЫ 3,51
ПОЛДНИК 1,05
ДИЕТИЧЕСКОЕ (ЛЕЧЕБНОЕ) ПИТАНИЕ: ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Детский организм отличается от взрослого более интенсивным обменом веществ. Питание оказывает существенное влияние на развитие мозга и интеллект ребенка, на функциональное состояние центральной нервной системы, на процессы роста и развития юного организма, повышает устойчивость организма к различным заболеваниям. Чтобы полноценно развиваться, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в организованных коллективах, то и полноценно питаться они должны здесь же.
В Республике Беларусь сегодня уделяют большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. В настоящее время сложилась определенная система организации питания в учреждениях образования, которая определяет следующие задачи:
- обеспечение детей полноценным качественным горячим питанием;
- формирование культуры питания и навыков самообслуживания;
- отслеживание калорийности и сбалансированности питания;
- развитие здоровых привычек и формирование потребности в здоровом образе жизни.
При поступлении в учреждение образования каждый ребенок представляет медицинскую справку о состоянии здоровья, в которой педиатром отмечена необходимая диета либо корректировка в питании. Медицинским работником учреждения выполняется выписка из справок и составляются списки детей, которым может предоставляться диетическое (лечебное) питание по запросу родителей. В последующем желающие дети получают индивидуально скорректированное питание.
Среди детей, нуждающихся в диетпитании, чаще встречается безаллергенная диета, диета № 9 (при сахарном диабете), диета №5 (заболевания печени и желчных путей), диета № 7 (нефриты).
Вместе с тем, встречаются и те, кому необходимо лечебное питание. Существует ряд заболеваний, при которых диета является основным способом лечения.
Синдром мальабсорбции — синдром нарушенного кишечного всасывания, обусловленный нарушением всасывания через слизистую оболочку тонкого кишечника одного или нескольких питательных веществ. Лечение в каждом случае должно быть строго этиологическим. Так, при непереносимости сахарозы из пищи исключают продукты, содержащие сахарозу, крахмал (сахар, картофель, манная крупа), а также изделия из муки. При непереносимости лактозы в легких случаях ограничиваются уменьшением количества даваемого молока и ранним введением сахарозы и крахмала.
Фенилкетонурия (ФКУ) – генетическое заболевание, характеризующееся нарушениями обмена фенилаланина. Основа диеты при ФКУ – назначение рационов питания с низким содержанием фенилаланина, источником которого является белковая пища. Из рациона питания при ФКУ исключают продукты животного происхождения с высоким содержанием белка (мясо, птица, рыба, молочные продукты и т. д.).
Целиакия – заболевание, нарушение пищеварения, вызванное повреждением ворсинок тонкой кишки некоторыми пищевыми продуктами, содержащими определённые белки – глютен (клейковина) и близкими к нему белками злаков (авенин, гордеин и др.) – в таких злаках, как пшеница, рожь, ячмень и овёс. В лечении решающим является установление соответствующей диеты.
Атопический дерматит – это болезнь кожи, встречающаяся у людей разных возрастов. Заболевание носит аллергический характер и проявляется в виде зуда, покраснения, шелушения или сыпи на коже. Соблюдение диеты – один из основных способов при лечении и профилактики кожного дерматита. Людям, страдающим таким заболеванием следует исключить следующие продукты: молочные продукты и куриные яйца; овощи, ягоды и фрукты красной и оранжевой окраски; жирные сорта рыбы и мяса; копчености, соленья, острые и жареные блюда; специи, приправы, соусы; сладости, мед, шоколад, орехи. Необходимо сократить потребление соли и сахара. Очень важно привить культуру питания детей с раннего возраста. Сохранить здоровье подрастающего поколения в процессе получения школьного образования – это важная задача, от которой зависит будущее нации.
О предоставлении диетического питания учащимся
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.09.2019 года № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований», п.149 «Специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования»:
- Для детей, находящихся на диетическом (лечебном и профилактическом) питании, дневной (суточный) рацион подлежит коррекции в соответствии с рекомендациями врача-педиатра участкового (врача общей практики) на основании нормативных документов по диетическому (лечебному и профилактическому) питанию. Для детей, получающих данное питание, допускаются отклонения от установленных норм питания по отдельным пищевым продуктам с учетом необходимости их замены.
В случае необходимости должны разрабатываться отдельные от общих рационы диетического (лечебного и профилактического) питания (для больных целиакией, фенилкетонурией, сахарным диабетом и других).
Для предоставления диетического питания учащимся в школе:
- родители пишут заявлениео предоставлении диетического питания и предоставляют медицинскую справку с рекомендациями врача-педиатра (при необходимости учреждение здравоохранения должно подготовить заинтересованным сторонам выписку из медицинских справок с перечнем всех запрещенных продуктов);
- школа ходатайствует перед питающей организацией о проведении корректировки ежедневного меню с учетом рекомендаций врача либо о разработке отдельных от общих рационов диетического (лечебного и профилактического) питания (для больных целиакией, фенилкетонурией, сахарным диабетом и других).
- Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 июля 2017 г. № 793 «О некоторых вопросах организации питания детей с фенилкетонурией»;
- Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 801«О совершенствовании организации лечебного (диетического) питания детей с целиакией»
Ответственность за достоверность сведений и документов, представленных для предоставления диетического питания, несут ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ учащегося.
Об изменении постановления от 27 апреля 2013 г. № 317
Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694
О порядке организации питания педагогических и иных работников учреждений образования
Алгоритм ПСМ № 555 от 23.08.23
По вопросам организации питания обращаться к заместителю директора по учебной работе, ответственный по питанию Елене Анатольевне Демянковой с 8:00 до 17:00
по телефону +375-222-41-51-79
+375(222)77-03-36 инженер-технолог филиала по обеспечению деятельности бюджетных организаций Ленинского района ГУ “Могилевский городской центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций” Терешкова Вера Владимировна
Для оказания справочно-консультационной помощи населению по вопросам организации питания обучающихся обращаться по телефону 42-24-17 с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00 (в рабочие дни). Ответственный — инженер-технолог государственного учреждения «Могилевский городской центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций» Куртикова Мария Владимировна.
Для оказания справочно-консультационной помощи населению по вопросам оплаты за питание обучающихся обращаться по телефонам 42-36-12, 42-36-17 с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00 (в рабочие дни). Ответственный — бухгалтерия государственного учреждения «Могилевский городской центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций».
- I. Общие положения
1.1. Совет по питанию является общественным органом, который возглавляет и координирует все направления по организации питания учащихся;
1.2. Совет по питанию собирается в соответствии с планом работы и по мере необходимости;
1.3. Состав совета на каждый учебный год до 1 сентября утверждается приказом директора школы;
1.4. В состав совета могут быть включены члены администрации, руководители методических структур, учителя, преподаватели, воспитатели, психолог, социальный педагог, медицинские работники, представители
родительской общественности, ученического самоуправления, профсоюзного комитета, работники столовой учреждения образования.
1.5. Непосредственное руководство Советом осуществляет заместитель директора по учебной или воспитательной работе.
II. Цели и задачи работы Совета
2.1. Основная цель работы Совета по питанию — создание условий, обеспечивающих полноценное питание учащихся, как основного фактора охраны их здоровья;
2.2. Практическими задачами работы Совета являются:
соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил организации питания;
воспитание у детей потребности в заботе о правильном режиме и
сбалансированности своего питания;
формирование навыков культуры питания;
поиск новых форм организации питания учащихся и увеличение охвата
учащихся горячим питанием;
развитие материальной базы столовой.
III. Основные направления работы
3.1. Разработка и составление плана работы на учебный год с учетом анализа имеющихся проблем и перспективы совершенствования вопросов питания учащихся;
3.2. Проведение (не реже 1 раза в месяц) заседаний Совета для рассмотрения запланированных вопросов и решения возникших проблем с приглашением ответственных лиц и специалистов;
3.3. Установление режима работы столовой, разработка графиков приема пищи каждым классом и группой, согласование их с заведующим производством и представление на утверждение директору;
3.4. Определение вместе с администрацией графика дежурства учащихся по столовой и графика контроля питания родительскими комитетами классов;
3.5. Внесение предложений по обеспечению учащихся из малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей бесплатным и льготным питанием;
3.6. Обеспечение диетическим питанием детей, имеющих медицинские показания;
3.7. Организация работы среди учащихся и родителей по увеличению охвата горячим питанием учащихся;
3.8. Проведение разъяснительной работы по пропаганде здорового образа жизни, по воспитанию культуры питания среди учащихся и родителей, рациональных основ питания, привлекая к этой работе специалистов;
3.9. Проведение анкетирования среди учащихся и их родителей по изучению спроса на горячее питание, буфетную продукцию, рассмотрение и принятие их предложений по улучшению качества питания;
3.10. Организация наглядной агитации по выработке навыков культуры питания и здорового образа жизни;
3.11. Содействие внедрению прогрессивных форм обслуживания в столовой;
3.12. Проведение смотров — конкурсов, рейдовых проверок организации и качества питания учащихся;
3.13. Осуществление контроля соблюдения учащимися графика посещения столовой, выполнения дежурными функциональных обязанностей в ходе дежурства в столовой, качество ведения документации;
3.14. Обеспечение контроля соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил на всех этапах процесса организации питания учащихся;
3.15. Внесение предложений по развитию материальной базы столовой;
3.16. Заслушивание итогов работы ответственных за совершенствование процесса организации и качества питания учащихся и внесение предложений по поощрению за достижение высоких результатов.
IV. Ведение документации
4.1. Совет по питанию ведет следующую документацию: план работы Совета на учебный год;
протоколы заседаний Совета;
отчет о работе Совета с анализом состояния организации и качества питания учащихся школы и предложениями по их улучшению;
акты по проверке организации питания;
графики по организации процесса питания и контроля за ними;
материалы контроля за денежными потоками и мониторинга охвата питанием учащихся за месяц;
методические разработки, памятки и рекомендации для педагогов, учащихся и родителей.
Совет по питанию:
Демянкова Е.А., заместитель директора по учебной работе, председатель;
члены Совета
Ралюк Е.Л., заместитель директора по учебной работе;
Дяченя Е.Н., заведующий производством;
Козлова Н.А., педагог-психолог;
Магденко О.В., воспитатель группы продленного дня (секретарь);
Скрылькова Т.М. – представитель родительского комитета;
Никифорова Е.К., член профсоюзного комитета;
Поворова Н.Л., секретарь учебной части;
Ковалева И.И. — учитель;
Прищеп Т.М. — учитель;
Панкова Н.П. — учитель;
Казакевич А.А. – медицинский работник учреждения образования.
Здоровое питание
В этот период жизни организм человека растет почти так же активно, как и в первый год жизни: формируется скелет, увеличивается мышечная масса, развиваются опорно-двигательная, сердечно-сосудистая и нервная системы, идет серьезная гормональная перестройка.
ЗАВТРАК ДОМА
Не каждый ребенок готов принимать пищу в ранний час. Поэтому, готовя полезный завтрак, учитывайте пожелания своего чада.
Завтрак не должен быть тяжелым. Подойдут вареное яйцо или омлет, творог, каша (лучше овсяная). Добавьте также овощи. А выпить можно чай или какао с молоком.
ЗАВТРАК С СОБОЙ
Обязательно дайте ребенку что-нибудь перекусить. До обеда далеко, а сил он потратит немало в первые же школьные часы. Отлично подойдет бутерброд с сыром или отварным мясом, запеканка или сырник. И опять-таки не забывайте про овощи и фрукты. Дайте с собой орехи, печенье: быстрые углеводы позволят ребенку не «спать» на уроках, а сосредоточенно воспринимать информацию. Не давайте ребенку с собой быстропортящиеся продукты: йогурты, вареную колбасу и т.п. Второй завтрак кладите в пластмассовые коробочки. Чтобы ребенок не брал грязными руками бутерброды, заверните их в пищевую пленку. В качестве питья дайте сок, минеральную воду.
ОБЕД
Объясните ребенку, что горячий обед в школьной столовой — это хорошо. Если же чадо ест дома, то его должен ждать полноценный обед: суп, рыба (мясо), тушеные или вареные овощи (картофель, капуста). Не возбраняется иногда на гарнир сварить бобовые, макароны.
УЖИН
Вечерний прием пищи должен быть горячим. Это может быть мясо птицы с овощами или рисом. Выпить лучше молоко или кефир. Молочный белок необходим ребенку — суточная норма молока для школьника — 500 мл.
К сведению: Сколько калорий должен потреблять школьник вдень: в 7-10 лет- 2400 ккал, 14-17 лет — 2600 — 3000 ккал. Если ребенок спортcмен, плюс 500 ккал.
Совет: Если дочь-подросток решила похудеть, обязательно отведите ее к диетологу, пусть «стройнеет» под присмотром специалиста.
«Меню правильного питания для школьников» Приблизительное меню для ученика младших классов выглядит следующим образом:
1-й завтрак: овощное блюдо или каша; чай, кофе или молоко.
2-й завтрак: творожное или яичное блюдо; мясо или птица; гарнир; напиток.
Обед: салат; суп; блюдо из мяса, рыбы или птицы; гарнир; напиток.
Полдник: молоко или кефир; хлебцы или печенье из цельных злаков; свежие фрукты.
Ужин: овощное/творожное блюдо или каша; кефир или молоко.
Согласно требованиям правильного питания для школьников в качестве первого блюда предлагают бульоны – мясной, куриный или рыбный, супы, сваренные на этих бульонах с крупами, овощами, галушками, молочные, фруктовые, вегетарианские супы. Второе блюдо – это котлеты, тефтели, биточки, тушеные овощи с мясом, рыбой, птицей, запеканки, запеченная рыба, птица, гуляш, бефстроганов, тушеное мясо, азу и т.д.
При составлении более точного меню учитывают особенности и предпочтения ребенка
Горячее питание в системе питания человека имеет крайне важное значение. Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал, что учащиеся, не потребляющие среди учебного дня горячую пищу, быстрее утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желудке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособность. К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимают второе место после заболеваний опорно-двигательного аппарата. Словом, всё больше фактов говорит в пользу обязательного горячего питания для всех школьников во время их пребывания в школе.
Еще не так давно статистика показывала, что школьники, особенно старшеклассники, предпочитают не качественную еду, а чипсы, бутерброды, кока-колу, всевозможные рекламируемые сухарики. К счастью, тенденция стала меняться и все больше старшеклассников склоняются к тому, что при большой нагрузке в школе необходимо горячее питание.
Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Современный школьник должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо.
Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыры и кисломолочные продукты – источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. За день школьники должны выпивать не менее двух литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков. Питание школьника должно быть сбалансированным. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет: «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».
Никто ещё не оспорил Сократа, но и не следуют его кредо немногие. Ведь еда – наслаждение: после хорошей трапезы мозг вырабатывает эндорфины –особые вещества, приносящие чувство покоя и повышающие настроение. На страже здоровья, чтобы погоня за эндорфинами не нанесла вреда, стоит режим питания. Режим питания необходимо соблюдать всем: и взрослым и детям. Особенно это важно для растущего детского организма.
Польза подобных горячих завтраков неоспорима – они намного лучше, чем булочка или бутерброд; они позволяют ребёнку восполнить запас энергии, ведь от 4-6 часов нахождения в школе ребенок теряет много калорий. Также, наблюдения показали, что в школе, в коллективе ребёнок ест с аппетитом. Высококалорийные горячие завтраки обеспечивают длительную работоспособность школьников и благоприятно влияют на их физическое развитие.
В школьное меню включены каши, макаронные изделия, молочные продукты, мясо, рыба, салаты, свежие овощи и фрукты, чай, фруктовые соки и напитки, кондитерские изделия.
Необходимо заметить, что высокая умственная нагрузка школьников приводит к тому, что увеличивается потребность в витаминах и микроэлементах. Если в пище будет не хватать витаминов, то ребёнок может страдать от авитаминоза. У него ухудшается память и работоспособность, нарушается процесс роста.
Продукты школьного питания богаты витаминами, которые участвуют в обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей; стимулируют рост организма; улучшают защитные свойства кожи; влияют на деятельность нервной системы, в частности, на кору головного мозга; регулируют тканевое дыхание; регулируют деятельность нервной системы.
Всем необходимо помнить, что правильное питание в школе очень важно для формирования здоровья и личности ребёнка. Стоит отметить, что учащиеся, получающие горячее питание в школе, лучше учатся, меньше болеют и реже страдают от избыточного веса. У них лучше память, выше иммунитет. Помните, что урок – это в любом случае напряжение. Кроме того, без горячего завтрака ученик испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина.
В школе существуют эффективные возможности, для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни.
Здоровое (рациональное) питание – одна из главных составляющих здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма.
В настоящее время происходит значительное изменение отношения людей, в первую очередь социально активных слоев населения, к собственному здоровью: исчезают старые представления о том, что здоровье ничего не стоит, затраты на него не дают никакой отдачи и им можно пренебречь.
Становится все более понятным, что именно здоровье – самое ценное достояние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия.
Питание современного человека становится основным фактором риска развития многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, сердечно-сосудистой системы и онкологических процессов.
В организме человека нет органа или системы, от характера питания которого не зависели бы его нормальное функционирование и работоспособность. Правильное питание играет огромную роль на каждом этапе развития организма. Физиологический смысл питания: чем больше выбор питательных и витаминных блюд, тем полноценнее обеспечение организма незаменимыми пищевыми веществами.
Пропаганда здорового питания важна не только для привлечения родительских средств на питание, но и потому, что привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются человеком до старости. Формируются эти привычки в семье и системе организованного детского питания. Прямо повлиять на семейный уклад практически невозможно, поэтому школьная столовая – главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию.
Обеспечение школьников полноценным горячим питанием напрямую связано с сохранением здоровья населения. По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия».
Для учащихся, посещающих группу продленного дня, должно быть организовано 3-разовое питание: завтрак, обед и полдник. Дети, посещающие группы продленного дня, должны получать в школе не менее 50 процентов суточного рациона. Для покрытия повышенных суточных энерготрат необходимо, чтобы рацион питания для детей младшего школьного возраста содержал 2200-2700 ккал в сутки.
Полноценное и правильно организованное питание – необходимое условие долгой жизни, отсутствия многих заболеваний.
Обязан ли ребенок кушать в школе? Кто решает, чем их кормить в столовой?
В целях сохранения здоровья детей и с учетом физиологических потребностей их в пищевых веществах и энергии Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами установлено, что учащиеся должны получать пищу через 3,5 – 4 часа. В этой связи родители (иные законные представители) и педагоги должны быть заинтересованы в том, чтобы в учреждении образования учащиеся получали горячий завтрак или обед, а посещающие группы продленного дня – двух(трех)разовое питание в зависимости от длительности пребывания. Горячее питание в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах осуществляется в соответствии с примерными двухнедельными рационами питания, которые разрабатываются субъектом хозяйствования, организующим питание учащихся, с учетом установленных норм питания, сезонности (летне-осеннее, зимне-весеннее), разнообразия и сочетания пищевых продуктов, трудоемкости приготовления блюд. На основе примерных двухнедельных рационов питания составляются дневные рационы питания (меню), единые для учащихся, которым предусмотрено питание за счет бюджетных средств, а также за счет средств родителей или иных законных представителей. По вопросам организации и качества питания, в том числе по составу рационов питания и их стоимости, можно обращаться в совет по питанию, администрацию учреждения общего среднего образования, а также в организацию, осуществляющую общественное питание в данном учреждении образования
ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ ПИТАНИЯ
- Завтрак перед уходом в школу должен состоять из двух блюд. Первое блюдо может быть крупяным, овощным или мучным. Очень полезно также давать ребенку творог или яйцо, второе блюдо – чай с молоком, молоко, кофе, хлеб с маслом и сыром.
- В школе ученик должен ОБЯЗАТЕЛЬНО получить горячий завтрак.
- Длительное голодание по 6-7 часов приводит к более быстрому утомлению и может способствовать развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта и др.
- Придя, домой из школы, ребенку необходимо получить полноценный обед из 3-х блюд. Первое блюдо не является основной частью обеда, поэтому не следует давать детям много жидкого блюда, школьникам 7-11 лет достаточно 300г супа. Основная часть обеда – второе блюдо должно быть мясное, рыбное с крупяным или овощным гарниром. Третье блюдо – сладкое (компот, кисель и др.)
- На полдник детям необходимы: кефир, молоко, чай со сдобной булочкой, ватрушкой, пряником. Хорошо дополнить полдник ягодами, фруктами.
- Ужинать детям нужно не позднее, чем за 1-1,5 часа до сна. Ужин не должен быть очень обильным, так как сон с переполненным желудком обычно бывает неспокойным. Ужин должен состоять их двух блюд: первое – творог, рыба, яйца, овощи, крупяные и мучные блюда, второе – молоко, кефир, простокваша, кисель и др.
- Детей нужно приучать есть не спеша, тщательно пережевывая пищу, не отвлекаясь, так как чтение, оживленные разговоры и т.д. во время еды затормаживают выделение пищева-рительных соков и ухудшают процесс пищеварения.
Старайтесь использовать продукты антиоксидантного действия:
Антиоксиданты – соединения различной химической природы, способные тормозить или устранять свободнорадикальное окисление органических веществ. Антиоксидантными свойствами обладают витамины А,С и Е. Источник их поступления в организм – различные растения и продукты животного происхождения:
– Витамин С (70-100 мг/сут): шиповник, черная смородина, сладкий перец, облепиха, черноплодная рябина, земляника, томаты, цитрусовые, капуста, зеленый лук.
– Витамин Е (12-17 мг/сут): облепиха, кукуруза, бобовые, нерафинированные растительные масла (лучше оливковое), гречка, семечки подсолнуха, семена злаковых.
– Витамин А (1-1,5 мг/сут): говяжья печень, сливочное масло, яичный желток; бета-каротины: морковь, красный сладкий перец, петрушка, щавель, сельдерей.
Основными источниками поступления микроэлементов в организм являются следующие продукты:
– Йод (50-180 мкг/сут): морская капуста, морепродукты, рыба, фасоль, гречневая крупа, чеснок, салат, свекла, огурцы, черноплодная рябина. Поскольку в растительной продукции, выращенной на наших почвах, йода нет, наиболее доступным и эффективным способом восполнения дефицита йода является ежедневное употребление йодированной соли в обычном количестве (5-6 граммов в сутки).
– Цинк (16 мг/сут): кукуруза, грецкие орехи, овсяная крупа, рис, горох, фасоль, семена подсолнечника и тыквы, картофель, цветная капуста, свекла, морковь, щавель, желток яйца, печень, говядина, креветки, сельдь, судак.
– Медь (2 мг/сут):растительные продукты (свекла, картофель, яблоки, горох, фасоль, орехи, соя, овсянка, гречка), сыр, печень, рыба, мясо.
– Селен (100 мкг/сут): чеснок, зерновые (особенно рис, ячмень, овес), рыба. Селен входит в состав фермента глутатионпероксидазы, участвующей в обезвреживании свободных радикалов.
– Кобальт (100 мкг/сут): щавель, груши, укроп, свекла, зеленый лук, черная смородина, рыба, морковь, клюква, рябина, орехи, горох, фасоль, бобы. Кобальт необходим для системы кроветворения, входит в состав витамина В1.
– Магний (280-300 мкг/сут) способствует обмену углеводов и белков. Содержится в зеленых листовых овощах, морской капусте, цельном зерне, бобовых, орехах, семечках и редьке.
– Железо (100-150 мкг/сут) – компонент гемоглобина, увеличивает сопротивляемость организма. Содержится в мясе, рыбе, яблоках, салате, изюме, рябине черноплодной, цельном зерне, орехах и семечках.
Особое внимание необходимо уделить назначению калия (овощи, фрукты) как микроэлементу, вытесняющему цезий, и кальцию (молоко и молочные продукты, гречневая крупа), вытесняющему из организма стронций.