АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА

Подготовка, проведение и анализ урока

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.

1-й этап — изучение учебной программы.

Выполняется в ходе подготовки к учебному году. Особое внимание следует обратить на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой.

Готовясь к изучению с учащимися очередной темы, учитель вновь обратится к программе, для того чтобы четко поставить перед собой цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в процессе изучения темы в целом и на каждом конкретном уроке.

Изучая содержание конкретной учебной темы, учитель уяснит логическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а также с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изучения учебного материала.

2-й этап — изучение методической литературы.

Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы стабильного учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование). Тематический план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое важное и существенное, а именно: разбивка учебного материала по урокам, логическая взаимосвязь материала, календарные сроки проведения уроков (по неделям).

3-й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике.

Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников. Особенно большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изучения. Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труднодоступным для учащихся. Особенно тщательно продумывается методика изложения этих вопросов на уроке.

4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока.

Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями, просматривает учебные диафильмы и кинофильмы, но и с аннотациями учебных телевизионных передач, прослушивает звуковые пособия. Особое внимание необходимо уделить учебным демонстрационным и лабораторным работам. Технику и методику их постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи. Ничто так не подрывает авторитета учителя, как неудача в постановке учебного эксперимента.

Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока — усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и воспитание. Цели следует обозначать конкретно в соответствии с темой, в зависимости от типа урока, но воспитательную надо иметь в виду всегда. Сообразно целям темы следует намечать упражнения, творческие задачи, конструируя их, если их нет в пособиях.

5-й этап — разработка плана урока.

План урока — конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы.

  1.  тему урока;
  2. цели и задачи урока;
  3. структуру урока — последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся;
  4. перечень и место учебных демонстраций;
  5. время на каждый этап урока;
  6. необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия.

Учителя физико-математических наук, естественно-научного цикла в план записывают решения задач, которые будут предложены на уроке.

При разработке плана урока учитывается степень подготовленности учащихся к сознательному усвоению намеченного содержания, к выполнению проектируемых учебных действий. Очень важно также заранее предвидеть возможные затруднения, которые могут возникнуть у учащихся, особенно у слабоуспевающих, и наметить пути их преодоления (например, наводящий вопрос, дополнительное пояснение учителя или вызванного ученика, рисунок на доске и т. п.).

План урока не должен быть громоздким. Однако начинающему учителю целесообразно писать подробный план, а по сложным и трудным темам — краткие конспекты уроков.

Тщательная подготовка — необходимое условие для проведения урока, но необходима творческая реализация намеченного плана в классе.

Каковы функции учителя на уроке? Как учитель эти функции должен выполнять?

Учитель прежде всего воспитатель. Поэтому надо обратить особое внимание на воспитательную функцию учителя на уроке.

Воспитание — сложный, если не сказать сложнейший, процесс, происходящий в ходе обучения. Воспитать ученика невозможно путем словесных объяснений того, «что такое хорошо и что такое плохо», путем нудных нотаций и наставлений. Воспитывающее воздействие на ученика в первую очередь оказывает личность учителя: его образованность, манеры поведения, заинтересованное отношение к делу, доброжелательное отношение к ученикам, искренность во взаимоотношениях с учащимися, умение владеть собой, строгая доброта, одежда, желание помочь ученику, умение понять ученика и т. п.

Не меньшее значение для воспитания учащихся имеет умение учителя находить в содержании учебного материала такие элементы, изложение которых будет ненавязчиво, исподволь воспитывать учеников.

Сильное воспитательное воздействие на учащихся оказывают методы и организационные формы обучения. Учебный процесс для учащихся является процессом познания и должен протекать по законам познания. То обстоятельство, что этот процесс познания организуется учителем и проходит под его руководством в специально созданных для этого условиях, не меняет его сущности. Ребенок в процессе своей учебной деятельности в своеобразной форме и в сокращенные сроки под руководством учителя повторяет для себя исторический процесс познания. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечила бы максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика.

Учитывая большую роль чувственного восприятия в формировании понятий, в преодолении формализма в знаниях учащихся, необходимо большое внимание на уроках уделять правильному осуществлению принципа наглядности.

В процессе теоретического объяснения учебного материала исключительное значение имеет продуманная логика изложения и доказательность выдвигаемых положений. Ничто так не вредит развитию и формированию гражданина и человека, как догматизм в обучении. Наука, а вслед за ней и обучение не признают догматов. Наука требует доказательств, а обучение — доступных для учащихся доказательств. Поэтому необходимо уделить много внимания поиску доступных для учащихся доказательств истинности излагаемого.

Обучение невозможно без строгой дисциплины. Вопрос дисциплины на уроке — один из первых вопросов, с которым сталкивается учитель, входя в класс. Решение этого вопроса в основном зависит от того, сумеет ли учитель заинтересовать учащихся своим предметом, сумеет ли найти верный тон в обращении с учащимися.

Для установления хорошей рабочей дисциплины необходимо глубокое знание предмета, умение четко и интересно его преподнести, заинтересованность в успехах учащихся, искренность поведения учителя в классе и его умение отличить детскую непоседливость от безо­бидной шалости, а безобидную шалость от дурного намерения недисциплинированного ученика. Отличить и найти соответствующую меру пресечения. На уроке нельзя быть как ни чрезмерно строгим, так и ни чрезмерно мягким. И то и другое противопоказано. Иногда достаточно только дольше обычного задержать свой взгляд на ученике, нарушившем дисциплину, а иногда следует назвать его по имени или, что строже, по фамилии.

Никогда, ни при каких обстоятельствах не следует выражать свое неудовольствие работой ученика или его поведением в обидной для него форме. Хороший учитель, нашедший деловой контакт с классом, не предпринимает видимых мер для поддержки дисциплины. Все учащиеся и сам учитель на уроке работают так, что у учеников нет ни желания, ни времени отвлечься от этой работы.

Дидактика давно показала, что скука на уроках — злейший враг учения. Теоретически все это признают, а вот на практике на уроках часто царит скука и равнодушие. Это типичные пережитки того этапа развития школы, когда безраздельно господствовала идея, что корень учения горек, а плоды его сладки. Но вся беда в том, что из горького корня учения не вырастают и сладкие плоды: знания, не подкрепленные и не согретые положительными эмоциями, оставляют человека холодным и равнодушным, не задевают за живое, быстро улетучиваются. Более того, если учение сопровождается отрицательными эмоциями, то у учеников может на всю жизнь возникнуть отвращение к учению, знаниям, науке, к самым светлым и прогрессивным идеям. А это уже очень опасно.

Эмоциональная окраска урока невозможна без специальной подготовки учителя к уроку. Урок можно дать, можно провести, но лучше исполнить, как исполняет свою роль артист на сцене! В работе учителя на уроке сливаются воедино знания предмета, профессиональное мастерство и искусство.

Большое значение для успешной работы на уроке имеет умение видеть весь класс и отдельных учеников. Учитель должен уметь подмечать самые незначительные изменения в классе и вовремя принимать необходимые меры. При этом очень важно отметить успехи учащихся. Успех хорошо успевающего ученика надо отметить спокойно и сдержанно, а успех слабоуспевающего ученика следует отметить громко, с известной долей преувеличения. И в том и в другом случае одобрение учителя является хорошим стимулом для учащихся. Большой такт надо проявлять, отмечая промахи учеников. Делать это надо, как правило, в извиняющих ученика тонах, в виде ненавязчивой подсказки, делая вид, что, с вашей точки зрения, ошибка ученика лишь досадная случайность и не более. Такой подход к успехам и промахам в работе учащихся способствует созданию в классе хорошего психологического климата.

Для того чтобы быстрее и в совершенстве овладеть педагогическим мастерством, следует взять за правило тщательно продумывать каждый проведенный урок. При этом важно отметить и свои удачи, и свои промахи, найти истоки и тех и других, выяснить, были ли они «запрограммированы» на стадии подготовки к уроку или явились результатом работы непосредственно на уроке.

При анализе урока необходимо восстановить в памяти ход урока и отметить в плане свои наиболее существенные выводы о его качестве.

Специалист должен научиться анализировать уроки, которые проводит сам, уроки своих товарищей и уроки учителей, которые посещает.

Анализ урока должен опираться на хорошее знание задач, содержания и методики учебного предмета, на знания по теории воспитания и обучения, психологии. Чтобы правильно проанализировать и оценить отдельно взятый урок, надо выявить его место в системе всех уроков по теме: на какое, ранее усвоенное содержание он опирается, как развивает это содержание, что нового добавляет, как тем самым готовит почву для сознательного усвоения содержания последующих уроков. Такое рассмотрение урока в целостной системе позволит оценить, правильно ли определена цель данного конкретного урока.

Правильная постановка общей цели урока и вытекающих из нее конкретных задач — одно из важнейших условий эффективности урока.

Анализируя урок, надо выявить, как понимает учитель цель урока. Сегодня она не должна ограничиваться только сообщением суммы знаний и привитием навыков. Урок призван решать также важные задачи воспитания и развития личности. Вытекающие отсюда конкретные задачи урока должны быть хорошо осознаны учителем, направлять его действия.

Далее анализ должен установить, достигнуты ли намеченные цель и задачи урока: какие знания приобрели ученики, каково качество этих знаний, какими умениями и навыками ученики овладели или начали овладевать. Трудно, а порой и вовсе невозможно установить, сдвиги в воспитании и развитии детей на отдельном уроке — обычно они сказываются в дальнейшем, в результате проведения целой системы уроков. Но, анализируя ход урока, его этапы, надо обратить внимание на те действия, которые предпринимал учитель для осуществления намеченных задач воспитания и всестороннего развития, какие учебно-воспитательные ситуации он создавал для этого на уроке, насколько удачно это делал.

Весь дальнейший анализ урока и должен быть посвящен рассмотрению образовательных ситуаций, созданных учителем на всех этапах урока, и педагогической оценке этих ситуаций с точки зрения их эффективности для достижения намеченной цели и конкретных задач урока.

Какие ситуации были созданы учителем, чтобы настроить детей, вошедших в класс, на дружную, организованную, деловую работу?

Какое место отвел учитель проверке выполнения домашнего задания и как организовал эту едва ли не самую сложную часть урока?

«Большой бедой многих уроков… — писал В.А. Сухомлинский, — является расточительство времени на первом этапе урока — во время проверки домашнего задания. Как раз здесь больше всего игнорируется целенаправленность урока: учитель опрашивает в течение 15—20 минут трех-четырех учеников, ставит им оценки, класс же в это время ничего не делает… С напряжением ожидает класс, кого вызовет учитель после того, как предыдущий ученик ответил. Но вот учитель назвал фамилию вызванного, класс облегченно вздохнул, все стали заниматься своими делами».

Было ли такое расточительство времени на анализируемом уроке? Если нет, то как учителю удалось этого избежать?

Какие учебные ситуации создал учитель на уроке, чтобы мобилизовать внимание детей и подготовить их к восприятию нового учебного материала? Удалось ли вызвать интерес к теме, желание решить проблему, узнать новое, неизвестное?

При анализе этапа урока, посвященного сообщению новых знаний, важно выявить и оценить учебные ситуации, созданные учителем для решения этой задачи. Здесь важно выяснить, насколько удачны с учебно-воспитательной точки зрения были созданные учителем ситуации и их дидактическая последовательность. Удалось ли обеспечить внимание, заинтересованность, активную работу мысли учеников, контакт учителя с ними? Если ученики выполняли самостоятельную работу, то создавал ли учитель учебные ситуации самоконтроля, самопроверки? Проверял ли учитель понимание учащимися нового материала и что сделал для его закрепления? Насколько эффективными оказались соответствующие учебные ситуации?

При анализе урока надо установить, какие и как даны домашние задания.

Очень важно правильно оценить и сам характер домашних заданий: насколько они способствуют развитию, углублению знаний, со­вершенствованию умения учиться, подготовляют к сознательному усвоению материала последующих уроков, ориентируют на наблюдения над предметами и явлениями природы и труда, стимулируют развитие многогранных духовных потребностей, учитывают особенности и возможности слабых и сильных учеников и т. д.

Анализ, исследование, сравнение — эти формы активного умственного труда должны пронизывать домашние задания, которые соединяют в себе чтение книги с наблюдением и трудом.

Подобный анализ урока позволяет выявить все его сильные и слабые стороны и сделать практические выводы для совершенствования последующих уроков.

Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд, писал В. А. Сухомлинский.

К вам пришли на урок, вы посетили урок своего коллеги — как оценить его?

Анализ урока — сравнение конкретного, проведенного учителем урока с теоретической моделью урока, составленной в соответствии с современными дидактическими и методическими требованиями, с передовым опытом и здравым смыслом, — включает в себя:

  • определение его места в ряду уроков по данному разделу;
  • выявление и оценку целей данного урока;
  • оценку внутренней цельности урока;
  • оценку его темы, привлеченного на урок материала и правильности его использования;
  • оценку соотношения теоретического и практического на уроке;
  • соответствие методов и приемов, видов упражнений целям урока и содержанию материала;
  • соответствие возрастным возможностям учащихся и соблюдение необходимого научного уровня;
  • оценку воспитательной, обучающей и развивающей эффективности урока;
  • оценку действий, поведения учителя на уроке;
  • оценку реализации замысла урока — достижение цели, выполнение плана урока; оценку работы учащихся, их познавательной активности, тех знаний и умений, которые приобретены школьниками на данном уроке: все ли учащиеся активно работали, было ли им интересно, каково их настроение на уроке, велика ли степень их самостоятельности, проявления инициативы, поиска, творчества.

Как Вы готовитесь к уроку?

Выполняете ли вы необходимые действия, способствующие достижению оптимального результата на занятии?

Подготовка учителя к уроку — комплекс действий учителя, направленных на достижение оптимального результата урока.

Ключевые моменты:

  • определение места данного урока в цикле уроков по теме или разделу;
  • анализ результатов предыдущих уроков, проверки тетрадей и пр.;
  • осмысление образовательной и воспитательной цели данного урока;
  • установление объема учебного материала, меры умений, над которыми будет проводиться работа на уроке;
  • выбор материала из учебника, сборника задач и упражнений, дидактических пособий, дополнительной литературы для данного урока;
  • определение и выбор методических приемов для коллективной, дифференцированной и индивидуальной работы на уроке;
  • подготовка наглядных и иных пособий для урока;
  • составление плана (конспекта) урока;
  • прогнозирование итога урока, определение перспективы последующих уроков.

Как правило, приступая к новой теме, учителя готовятся одновременно к нескольким урокам, создавая их систему, определяя преемственную связь между ними, распределяя материал, виды работы, обеспечивая разнообразие типов урока. Работающие с применением новых педагогических технологий преподаватели применяют информационные карты урока в соответствии с его темой на каждом занятии.

Ставите ли Вы перед учащимися познавательные задачи на уроке?

Познавательная задача — элемент учебно-познавательной деятельности ученика: осознание цели данного отрезка этой деятельности, осознание путей достижения этой цели и прогнозирование вероятного результата данного отрезка деятельности, а также осознание места и связей результата данного отрезка познавательного процесса в целостном познавательном процессе.

Kaкoвa познавательная активность Ваших учащихся в процессе обучения?

Познавательная активность учащихся в процессе обучения — проявление дидактического принципа активности в обучении. Состоит в самостоятельной познавательной деятельности, направляемой учителем, в овладении учащимися умениями и навыками учебного труда. Познавательная активность характеризуется возрастанием степени самостоятельности, степени сложности познавательных умений. Познавательная активность учащихся имеет место при изучении нового материала, закреплении, повторении, выполнении заданий. В педагогической науке разрабатываются уровни познавательной активности и самостоятельности учащихся в обучении. Выделение уровней позволяет говорить о степени самостоятельности и познавательной активности учащихся и с этой точки зрения оценивать методические приемы и типы заданий для учащихся.

К вам пришли на урок, вы посетили урок своего коллеги — как оценить его?

Анализ урока — сравнение конкретного, проведенного учителем урока с теоретической моделью урока, составленной в соответствии с современными дидактическими и методическими требованиями, с передовым опытом и здравым смыслом, — включает в себя:

  • определение его места в ряду уроков по данному разделу;
  • выявление и оценку целей данного урока;
  • оценку внутренней цельности урока;
  • оценку его темы, привлеченного на урок материала и правильности его использования;
  • оценку соотношения теоретического и практического на уроке;
  • соответствие методов и приемов, видов упражнений целям урока и содержанию материала;
  • соответствие возрастным возможностям учащихся и соблюдение необходимого научного уровня;
  • оценку воспитательной, обучающей и развивающей эффективности урока;
  • оценку действий, поведения учителя на уроке;
  • оценку реализации замысла урока — достижение цели, выполнение плана урока; оценку работы учащихся, их познавательной активности, тех знаний и умений, которые приобретены школьниками на данном уроке: все ли учащиеся активно работали, было ли им интересно, каково их настроение на уроке, велика ли степень их самостоятельности, проявления инициативы, поиска, творчества.

Подготовка учителя к уроку — комплекс действий учителя, направленных на достижение оптимального результата урока.

Ключевые моменты:

  • определение места данного урока в цикле уроков по теме или разделу;
  • анализ результатов предыдущих уроков, проверки тетрадей и пр.;
  • осмысление образовательной и воспитательной цели данного урока;
  • установление объема учебного материала, меры умений, над которыми будет проводиться работа на уроке;
  • выбор материала из учебника, сборника задач и упражнений, дидактических пособий, дополнительной литературы для данного урока;
  • определение и выбор методических приемов для коллективной, дифференцированной и индивидуальной работы на уроке;
  • подготовка наглядных и иных пособий для урока;
  • составление плана (конспекта) урока;
  • прогнозирование итога урока, определение перспективы последующих уроков.

Как правило, приступая к новой теме, учителя готовятся одновременно к нескольким урокам, создавая их систему, определяя преемственную связь между ними, распределяя материал, виды работы, обеспечивая разнообразие типов урока. Работающие с применением новых педагогических технологий преподаватели применяют информационные карты урока в соответствии с его темой на каждом занятии.

Ставите ли Вы перед учащимися познавательные задачи на уроке?

Познавательная задача — элемент учебно-познавательной деятельности ученика: осознание цели данного отрезка этой деятельности, осознание путей достижения этой цели и прогнозирование вероятного результата данного отрезка деятельности, а также осознание места и связей результата данного отрезка познавательного процесса в целостном познавательном процессе.

Kaкoвa познавательная активность Ваших учащихся в процессе обучения?

Познавательная активность учащихся в процессе обучения — проявление дидактического принципа активности в обучении. Состоит в самостоятельной познавательной деятельности, направляемой учителем, в овладении учащимися умениями и навыками учебного труда. Познавательная активность характеризуется возрастанием степени самостоятельности, степени сложности познавательных умений. Познавательная активность учащихся имеет место при изучении нового материала, закреплении, повторении, выполнении заданий. В педагогической науке разрабатываются уровни познавательной активности и самостоятельности учащихся в обучении. Выделение уровней позволяет говорить о степени самостоятельности и познавательной активности учащихся и с этой точки зрения оценивать методические приемы и типы заданий для учащихся.

Воспитательные аспекты урока

Мировоззренческая направленность: личность учителя (пример), оптимизм, отношение к людям, отношение к миру, отношение к вещам.

Учебный труд на уроке: рабочее место учеников и учителя, планирование урока, активность учащихся, самостоятельность в работе, прилежание, уважение к истине.

Воспитание дисциплины: воспитанность учащихся, соблюдение порядка, ответственность, умение слушать.

Требования на уроке: тактичность, гибкость; аргументированность требований; требования, основанные на доверии, успехе, интересе.

Личностный подход на уроке: педагогическая любовь, понимание детей, приятие детей, помощь детям, оценивание детей.

Психологические аспекты урока

Психология обучения: мотивация, проблематизация, ориентировочная основа действий, формирование общеучебных умений.

Психология учения: целеполагание, планирование, внимание, понимание, запоминание, применение, самооценка, рефлексия.

Отношения, психологический климат: коммуникативность учителя, отношения «учитель — ученик», отношения «ученик — ученик», личностный подход.

Формирование личности ребенка: «я-концепция», самостоятельность, творчество, свобода, ответственность.

Урок с позиции развивающего обучения

Формирование знаний, умений, навыков: понятия, содержательные сообщения, работа в зоне ближайшего развития, восхождение от абстрактного к конкретному, укрупнение дидактических единиц, повышенный темп, ориентировочные основы действий.

Формирование способов умственных действий: целенаправленная учебная деятельность, восхождение от абстрактного к конкретному, укрупнение дидактических единиц, обобщение, классификация, суждения и  умозаключения, анализ, синтез.

Формирование самоуправляющих механизмов личности: познавательная мотивация, нравственно-волевая мотивация, самообучение (учись учиться), самоутверждение («я-концепция»), саморегуляция.

Другие качества личности: творчество, эстетическая культура, этическая культура,

Урок с позиции формирования общеучебных умений и навыков

Планирование деятельности ученика: мотивация, проблематизация, осознание учебной задачи, самостоятельность целеполагания, умение планировать.

Организация деятельности: организация рабочего места ученика, наличие и использование средств ученика, оптимальность действий, самодисциплина.

Усвоение информации: управление вниманием; запись; конспектирование, работа с книгой, чтение; работа с техническими средствами обучения; диалогические умения; самостоятельность действий.

Формирование способов умственных действий: сравнение, анализ; обобщение, синтез; понятие, классификация; суждение, умозаключение; воображение, интуиция; решение задач, проблем.

Оценка и осмысливание результатов работы: рефлексия; самоконтроль; взаимоконтроль; этическая оценка; эстетическая оценка.

Урок с позиции развития познавательной самостоятельности учащихся

Организация урока: структура, мотивация (проблематизация), дозировка материала, начало и конец урока.

Общеучебные умения учащихся: планирование деятельности, организация рабочего места, самоконтроль, самовоспитание, самообразование (учись учиться), саморегуляция.

Формирование способов умственных действий учителем: сравнение, обобщение, понятие, суждение, рефлексия, воображение.

Деятельность учащихся: репродукция, самостоятельная работа, применение знаний, поиск, творчество.

Личностный подход учителя: положительное стимулирование, формирование «я-концепции», индивидуально-дифференцированный подход.

Урок с позиции личностного подхода

Отношения «учитель — ученик»: педагогическая любовь, понимание, приятие, вера, индивидуальный подход, помощь.

Учение без принуждения: требовательность на уважении, возбуждение интереса, использование успеха, предоставление свободы выбора, уровень сотрудничества в работе.

Оценивание: качественные оценки, гласность, бесконфликтность, самооценка учеников, взаимооценка.

Воспитание «я-концепции»: воспитание «я — нравлюсь», воспитание «я — способен», воспитание «я — нужен (значу)»

Личность учителя: глубокие знания, педагогический такт, общая культура, оптимизм, юмор, молодость души.

Чтобы урок был эффективным, подумайте до урока:

  • что будут делать 45 минут ваши ученики?
  • какие познавательные задачи вы будете ставить перед учениками?
  • будет ли на уроке применен самостоятельный поиск в приобретении знаний?
  • какую дополнительную литературу вы рекомендуете учащимся по теме урока?

Подумайте после проведенного урока:

  • активно ли восприняли ученики материал урока? Если нет, то почему?

Проведите самоанализ урока:

  • удалось ли осуществить намеченный план урока?
  • в какой мере? Насколько качественно? Были ли допущены отступления от плана? Усвоили ли материал учащиеся?
  • как была организована ваша деятельность на уроке, деятельность учащихся? Кто работал интенсивнее — вы или учащиеся?
  • что можно было бы улучшить в организации урока, в его структуре, содержании и методах работы?
  • какие моменты урока были самыми удачными?
  • удалось ли вам увлечь учащихся, заинтересовать их, чем и как?
  • что было неудачным на уроке, что требует переоценки и как исправить недочеты при проведении последующих уроков?

Умение провести анализ и самоанализ урока является одним из важнейших критериев работы учителя над совершенствованием уровня своего мастерства, способствует результативности и успешности обучения и воспитания учащихся.

Что делалось? Как делали?

Оценка

Правильный выбор цели

  1. Комплексный характер цели: наличие образовательного, воспитательного и развивающего аспекта.
  2. Реальность достижения цели.
  3. Связь цели данного урока с целями предыдущих занятий.
  4. Состоялось ли и на каком уровне принятие цели, ее осознание учащимися? Мотивация учебной деятельности учащихся.

Выбор типа урока

  1. Соответствие структуры урока его типу, дидактической цели.
  2. Наличие в структуре урока элементов, дополняющих его дидактическую основу и их необходимость.
  3. Наличие взаимосвязи между этапами урока. Влияние структуры урока на достижение его цели.

Отбор содержания форм и методов на каждом этапе урока

  1. Научность и доступность учебной информации.
  2. Глубина содержания и полнота ее передачи.
  3. Соответствие форм и методов содержанию учебного материала, наличие взаимосвязи между ними.
  4. Какие из форм познавательной деятельности учащихся преобладали на уроке? Чем это вызвано и насколько оправданно, оказало ли существенное влияние на достижение цели урока?

Итоги урока, оценка, результат урока

  1. Уровень достижения триединой цели урока:
  2. полностью
  3. частично
  4. не достигнута
  5. Что оказало положительное влияние на достижение цели урока?
  6. Что препятствовало полному достижению цели урока?
  7. Какие новые знания, умения, навыки получены и соответствует ли это цели урока?
  8. Что оказалось неусвоенным учащимися в соответствии с целями урока и нуждается в доработке?

УЧЕБНО-КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ТЕСТ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ