Методические рекомендации по организации и проведению классного часа в рамках проведения работы по профилактике употребления алкоголя.

Профилактика вредных привычек – ряд мероприятий, которые должны проводиться в школе и других учебных заведениях, а также в семье. Ведь бороться с уже сложившимся образом жизни, даже если он несет серьезный вред, намного сложнее, чем предотвратить появление опасных влечений.

Профилактическая работа должна начинаться с профилактики курения, т.к. это начальная стадия перед употреблением алкоголя.

Целью классных часов по этой теме является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.

Задачи:

представить детям объективную информацию о вредных привычках; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения данной проблемы;

учить детей лучше понимать себя и критически относится к собственному поведению. Уметь анализировать свои желания и их последствия;

научить детей делать правильный выбор и принимать ответственные решения.

Рекомендации классным руководителям:

1.проводить классные часы по профилактике алкоголизма с приглашением врача нарколога;

2.во время проведения классного часа организовывать просмотры видеофильмов о влиянии алкоголя на здоровье подростков;

4.организовывать в социальных сетях «Вконтакте», «Instagram», «Viber» онлайн-флешмобы «Мы за ЗОЖ»;

5.устраивать Челленджи среди учащихся класса по ЗОЖ с размещением видеороликов в социальных сетях «Вконтакте», «Instagram»;

6.проводить классный час по ЗОЖ в формате «Ролевое моделирование» т.е., (телешоу, драматическое представление. В этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение, пытаются действовать так, как в реальной жизни, или, по крайней мере, так как они хотели бы действовать в реальности);

7. если классный час проводить в форме беседы, то лучше использовать методы воздействия на эмоциональную сферу (это формирует необходимые навыки в управлении своими эмоциями), метод внушения (воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека, это способствует переживанию детьми своих поступков).

Принципы разработки классного часа:

достоверность предоставляемой информации, факты;

доступность излагаемого материла, соответствие их возрастным и индивидуальным особенностям;

четкое распределение времени на каждый его этап;

вовлечение обучающихся в процесс познания;

создание безопасных условий для осознанного выбора здорового образа жизни.

Основные аспекты проблемы наркомании для рассмотрения в рамках классного часа:

Вредные привычки и наше здоровье.

Психическая и физическая зависимость.

          Виды алкогольной зависимости и их воздействие на организм человека.

          Причины употребления алкогольных напитков среди подростков.

Изменение личности людей, употребляющих алкогольные напитки, проблемы, связанные с употреблением.

Как правильно выбрать стратегию поведения при соприкосновении с людьми, употребляющими спиртные напитки?

Правовые последствия распития алкогольных напитков.

Статья 19.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, –

влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

3. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –

влекут наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

4. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –

влекут наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.

5. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин.

Профилактика алкоголизма:

1. Формирование мотивации на здоровый образ жизни. Настрой человека на позитивное отношение и здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствия употребления алкоголя.

2.Формирование мотивации на поддержку. Каждый человек должен иметь возможность поделиться своим несчастьем или наоборот счастьем с другими и получить значимую поддержку. Люди, у которых есть поддерживающие друзья (семья, друзья, коллеги) легче справляются со стрессами без употребления алкоголя.

3.Развитие защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения. Люди, имеющие поведенческие стратегии и развитые личностные, физические. Психологические ресурсы, более устойчивые к стрессам и у них меньше вероятность формирования алкогольной зависимости.

Меры по профилактике употребления алкоголя несовершеннолетними:

1.Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом участвовать в интеллектуальных, спортивных, творческих мероприятиях.

2.Прислушаться к мнению родителей, классных руководителей и специалистов СППС.

3.Иметь свое мнение и вовремя сказать «НЕТ!»

Как же вести себя, когда тебя пытаются «взять на «слабо»?

Очень просто — отвечать: «Да, мне это слабо!». Тебя начнут высмеивать: «Ты видно еще маменькин сынок!» Ответ: «Да, я еще маменькин и папенькин сынок». И так далее. И вскоре будет заметно, как пыл «кукловода» остывает: он понимает, что от тебя он ничего выгодного для себя не добьется. Иногда могут сказать: «Ты что — дурак, если отказываешься от такого выгодного дела?» В этот момент надо подумать: «А что это он так заботится о моей выгоде?»

И ответить: «Да, я такой дурак, что твое предложение не принимаю». И опять станет заметно, как остывает пыл «кукловода». Возникает вопрос: что хуже — выглядеть дураком, но поступать умно, или поступать, как дурак, но выглядеть умным?

Не бойся выглядеть недостаточно умным!

Не бойся выглядеть недостаточно смелым!

Не бойся выглядеть недостаточно взрослым!

Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным!

Давайте проверим: Что вы знаете и что вы не знаете об алкоголе.

Проставьте на листе по вертикали числа от 1 до 9. Сейчас я буду зачитывать вслух некоторые суждения. Если ты считаешь утверждение истинным, то рядом с его порядковым номером пиши слово «верно», если ложным – «неверно».

1.Алкоголь является нарковеществом.

2.Большинство алкоголиков — пропащие люди и лентяи.

3.Можно стать алкоголиком, употребляя только одно пиво.

4.Черный кофе и холодный душ очень хорошо отрезвляют человека.

5.На равное количество алкоголя все люди реагируют одинаково.

6.Алкоголики пьют ежедневно.

7.Если родители не пьют, их дети тоже не будут пить.

8.Алкоголь не повышает температуру тела.

9.Алкоголь — это стимулирующее, возбуждающее средство.

А теперь сравните ваши ответы с правильными:

1.верно. Систематическое употребление алкоголя приводит к физической и психической зависимости от него.

2.неверно. Около 95-98% алкоголиков — обычные люди, которые работают, имеют семьи.

3.верно. Не имеет значения, какой тип алкоголя употребляет человек. Предрасположенность к тому, чтобы стать алкоголиком, сопряжена с личностью. Пиво содержит этиловый спирт, но в меньшем количестве по сравнению с вином или водкой. Поэтому люди, пьющие пиво, должны больше его выпить, чтобы опьянеть.

4.неверно. Единственное, что может отрезвить человека, -это время. Избавление организма от 30 г алкоголя занимает у печени примерно один час работы.

5.неверно. Реакция на алкоголь очень индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, вес тела, возраст, толерантность (переносимость) и др.

6.неверно. Некоторые алкоголики выпивают только по выходным дням, некоторые не пьют (воздерживаются) месяцами. Но нередко бывает так, что как только алкоголик выпил, он уже не может остановиться.

7.неверно. Молодые люди принимают собственные решения, исходя из того, чему они научились в семье, на улице и в школе.

8.верно. Алкоголь понижает температуру тела, он вызывает у пьющих ощущение тепла, поскольку кровь приливает к поверхности кожи. Когда это происходит, температура тела понижается, поскольку тепло поверхности тела легко утрачивается.

9.неверно. Алкоголь — это депрессант. Он отрицательно влияет на рассудительность и самоконтроль.

Алкоголизм развивается по такой схеме:

Начальная фаза. Опьянение с выпадением памяти, «затмение». Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпил недостаточно, он пьет «впрок», у него развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к вину.

Критическая фаза. Утрата контроля над собой после первого же глотка водки. Стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам предотвратить его желание выпить. У человека развивается высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы, утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к вину и водке.

Хроническая фаза. Ежедневное похмелье. Распад личности. Помутнение памяти. Сбивчивость мысли. Человек пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются безосновательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.

Система профилактики употребления алкоголя включает в себя: первичную, вторичную, третичную профилактику:

Первичная профилактика-мероприятия, направленные на своевременное предупреждение причин алкоголизма;

Вторичная профилактика-ранняя диагностика, раскрытие психологического неблагополучия личности, предложение широкой психологической помощи (клиническая беседа, кабинеты анонимной наркологической и социально-психологической помощи, группы общения, работа с непосредственным окружением и семьей злоупотребляющего и др.);

Третичная профилактика-помощь больным, выздоравливающим от алкоголизма. Организация психологических консультаций для выздоравливающих и др.

Профилактика подросткового алкоголизма:

на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна;

на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т.п.

профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т.п.

Дети и подростки, употребляющие алкоголь, подвержены инфекционным заболеваниям. Под воздействиям алкоголя у подростков нарушается работа сердца. Выработка ферментов в печени, нарушается фильтрующая функция почек, ухудшается память. Задержка умственного развития детей – одно из последствий алкоголизма родителей.

Возможными мотивами потребления алкогольных напитков подростками являются:

индивидуальные мотивы – любопытство; стремление получить удовольствие (физическое, психологическое); нейтрализация отрицательных эмоций; стремление выйти из состояния скуки, бездействия;

социальные мотивы желание занять место в группе сверстников и соответствовать принятым в ней нормам, подражание друзьям;

 патологические (болезненные) мотивы – мотивы ухода (назло себе, взрослым); потеря смысла жизни; протест, ощущение себя лишним в жизни; поведение, обусловленное психическими расстройствами.

Употребление алкогольных напитков влечет за собой тяжелые социальные последствия:

наблюдаются разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере;

подавляет интеллект, инициативность, творческие способности, снижается интерес к социальной деятельности;

нарушает обмен веществ в организме, снижает активность работы всех органов и систем организма;

большая опасность заражения венерическими болезнями или инфекционными заболеваниями.

Пьянство – это в первую очередь результат плохого воспитания, подражание заразительным дурным примерам, привычкам и обычаям, унаследованным от далекого прошлого, а также проявление распущенности, результат недостаточного воздействия на пьющего со стороны семьи, друзей.

Самое важное, что должен знать и “исповедовать” молодой человек:

Алкоголь для растущего организма – более опасный яд, чем для сформировавшегося. Особенно вреден он для девушек, будущих матерей.

Алкоголь – враг умственной работе.

Алкоголь и спорт абсолютно не совместимые вещи.

Алкоголь, как правило, спутник безделья, внутренней неорганизованности, низкой культуры.

Алкоголь даже в очень ограниченных количествах может привести к так называемому патологическому опьянению, состоянию, при котором человек не способен контролировать свои действия, может нанести незаслуженные оскорбления, обиды, совершить преступления.

Алкоголь – прямая дорога к правонарушениям.

Алкоголь вызывает привыкание к нему, которое переходит в опаснейшую болезнь – алкоголизм.

Медики давно заговорили о пивном алкоголизме. Пиво всегда считалось «стартовым напитком», с которого начинали все алкоголики, постепенно переходя к более крепким напиткам. А у подростка алкоголизм формируется в 3-4 раза быстрее, чем у взрослых, и имеет более злокачественное течение.

Производители же пива, рекламируя свой товар, исходят из идеи о том, что пиво не алкогольный, а слабоалкогольный напиток и якобы «безвредный» напиток. И это несмотря на то, что за последние годы содержание алкоголя в пиве достигло в некоторых сортах 10%. Разговоры о полезности пива — явление не новое. В 19 веке англичане, борясь с алкоголизмом, опрометчиво задумали вытеснить крепкие алкогольные изделия не чем иным, как пивом. Но вскоре выяснилось, что реки «безвредного» напитка, произведенные их промышленностью, лишь усугубили пьянство.

Помните: У людей всегда имеются проблемы, и обращение к алкоголю и другим наркотикам их не разрешает, а скорее порождает новые. Не спиртные напитки разрешают проблемы, а люди!

Алкоголизм излечим. Люди, избавившиеся от пагубной привычки, могут в дальнейшем жить нормальной жизнью. Но лечение это очень длительное и трудное. Пьянство и алкоголизм сами по себе не отомрут, не исчезнут и “питейные обычаи”. Необходима упорная борьба с пережитками прошлого, в котором каждый должен принять участие. Потребность в алкоголе не входит в число естественных жизненных потребностей, как например, потребность в кислороде или пище.