О классе интегрированного обучения и воспитания

«Люди, доброта и толерантность спасут мир»

Все чаще становится очевидно, что в нашем обществе возникла новая проблема в воспитании детей – проблема воспитания толерантности. Толерантности к людям другой расы, другой национальности, другого вероисповедания, социального происхождения, к людям разных возможностей.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду.

Как бы много изменилось в нашем мире, если бы все люди были толерантными, терпимыми друг к другу. В наших силах воспитывать детей в духе уважения к другим.

Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

По сути, толерантность – это умение держать под контролем негативные и агрессивные реакции. Человек может чувствовать к кому-то неприязнь, подчас от него это даже не зависит, но при этом всегда может оставаться вежливым, корректным, адекватным – словом, он может быть толерантным в любой ситуации.

Задача взрослых — не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание + сотрудничество + дух партнерства.

А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.

Во-первых, не обижать его.

Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.

В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.

В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов.

Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений.

Задача – обратить конфликт в конструктивный диалог, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.

В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т. п.

В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Для того чтобы вы, родители, могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно вам необходимо формировать у ребенка систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, сочувствия, понимание, сопереживание и т. п. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек.

Как же воспитать в ребенке толерантность. Ответ прост – самому быть толерантным. Личный пример – великая сила. Уважайте ребенка, дарите ему любовь, проявляйте интерес к тому, как он смотрит на мир и себя в нем. Ребенку, который будет чувствовать, что он любим, не будет осуждать других, искать внешние отличия.

Воспитание толерантности в детях в первую очередь означает обучение умению видеть несправедливость, культивирование желания противостоять ей, бороться с ее проявлениями. Это включает в себя обучение умению конструктивно преодолевать разногласия, искать компромиссы, избегать конфликтных ситуаций.

Без сомнений, основная роль в воспитании толерантности всегда принадлежит семье. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. Ребенок не просто будет копировать поведение родителей, он слышит все их комментарии и делает выводы. Если родители с презрением отзываются о других людях, объединяя их по общему признаку вероисповедания, расы, национальности, материального достатка и т. д., то учить ребенка толерантности просто бесполезно.

Советы родителям.

Как воспитать толерантного ребенка.

1. Будьте открыты и честны, с уважением относитесь к другим, выказывайте сочувствие и сострадание. Демонстрируйте это действиями. Никогда не комментируйте негативно даже себя, не говоря уже о других. Мама, вслух ругающая себя за то, что она поправилась, дает ребенку повод точно так же комментировать полноту других – а ведь многие догадываются, какими нехорошими словами может назвать себя женщина, которая не смогла застегнуть любимое платье.

2. Поощряйте в ребенке уверенность в себе. Ребенок с развитым чувством собственного достоинства, с высокой самооценкой не нуждается в самоутверждении за счет других.

3. Рассказывайте своему ребенку о традициях других народов, праздниках, характерных для других стран, и важных международных датах. Чтите традиции своего народа, но не упускайте возможности познакомить ребенка и с другими обычаями.

4. Обеспечьте вашему ребенку опыт общения с разными группами людей. Летний отдых, путешествия в другие страны будут полезны любому, а ребенку старшего возраста вы можете предложить участвовать в благотворительных программах.

5. Путешествуйте с детьми и помогайте им открывать для себя наш многогранный мир. Конечно, не каждая семья может позволить себе посетить Европу, азиатские страны, Африку и т. д., но посещение исторических мест родной страны по бюджету почти каждому.

6. Говорите о различиях между людьми с уважением. Отметьте позитивные моменты того, что все люди разные. Детям младшего возраста можно объяснить, что даже если у человека другой цвет кожи или волос, то на самом деле он точно такой же человек, как и сам ребенок – у него два глаза, два уха, один рот и т. д.

7. Всегда давайте ответы на вопросы детей, даже если это будет не самый «хороший» ответ. Разговоры на неудобные темы важны для воспитания ребенка. Ответы вроде «ты еще маленький» совершенно не уместны – задача родителей дать ответ в форме, доступной возрасту ребенка. Если вы не готовы ответить прямо сейчас – попросите время на раздумья и вернитесь к разговору как можно быстрее.

«Как воспитать толерантного ребёнка?»

Воспитание терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближнему окружению.В жизни не бывает двух одинаковых детей, даже, если они похожи внешне.Дети, становясь более взрослыми, начинают обращать внимание на эти различия и награждают разными кличками друг друга или обидными высказываниями.Как сделать так, чтобы ребёнок стал терпимее к людям, не похожим на него, а также сам не стал сам жертвой нетерпимости?Мы все такие разные.Дети начинают обзываться, давя на самое больное место.Столкнувшимся с этим, родителям становится очень неприятно.Чтобы помочь ребёнку стать более доброжелательным и гибким

в общении, необходимо понять причины такого поведения.

Причина первая:

я отличен от других. Около трех лет наступает кризис самостоятельности. Ребёнок начинает сравнивать себя с другими детьми. Например, Катя ходит в очках, а я нет. Не стоит прерывать такие рассуждения, поскольку это процесс осознания себя в окружающем мире. Попытайтесь объяснить ребенку, что быть не таким как все, это нормально. Поговорите также о том, что обзывать людей, значит, делать им больно и неприятно, т. е. поступать не хорошо.

Причина вторая:

ребёнок учится у взрослых неприязни. К сожалению, очень часто взрослые, обсуждая толстую соседку или делая акцент на особенностях некоторых национальностей, проявляют сами нетерпимость и учат этому своих детей. Малыш, перенимая опыт старших, начинает применять его на сверстниках. Но у взрослых нетерпимость замаскированная, при появлении полной соседки они обычно плотно стискивают зубы, в, то время как дети – более прямолинейные.

Основными острыми гранями нетерпимости являются: особенности внешности и поведения (толстый, трус, национальный аспект, пол, успешность или умственная активность. Проявление нетерпимости плохо отражается как на том, кто её проявляет, так и на том, в отношении кого она проявлена.

Дети, которых часто дразнят, могут стать неуверенными и замкнутыми. Поэтому от того, как отреагируют родители в «зачатках» нетерпимости, будет зависеть чувство ответственности их ребенка, отношение к другим детям и окружающим в будущем.

Общими рекомендациями для родителей, как воспитать успешного ребенка и преодолеть нетерпимость, сформировать доброжелательное и терпимое отношение к окружающим таковы:

— следите за своими высказываниями в присутствии детей. Не провоцируйте их на нежелательное поведение, задавая вопросы в роде: «А Олега не дразнят очкариком?». Объяснить ребёнку, что поведение, внешность и национальность не самое главное, можно с помощью игры «Конфета». Заверните очень вкусную конфету в обычный фантик и дайте малышу. Поговорите с ним о том, что внешне человек может быть не красив, зато обладать достойными внутренними качествами;

— не читайте нравоучений по поводу плохого поведения, урок вежливости малыш быстрее усвоит через игру или сказку. Поиграйте с ним в ролевые игры. Пусть ребёнок станет одним из героев, который проявлял нетерпимость к другим, и попробует объяснить, что он чувствует, как должен был поступить. Дайте ребенку почувствовать, как ощущает себя человек, которого дразнят. Это будет наглядным примером при воспитании доброжелательности.

Родители должны следить за тем, что говорят в присутствии детей, даже если предполагается, что те «не слышат» или «не понимают». Большинство видов нетерпимости и способов ее проявить детям «подсказывают» именно родители. И бесполезно что-то внушать малышу, если ваше поведение при этом остается неизменным. Не «подсказывайте» ребенку сами эти дразнилки. Часто взрослые провоцируют детей на нежелательное поведение, обсуждая, «какая толстая Маша из их группы», или интересуясь, «не дразнят ли дети Максима «очкариком». Очевидное – не самое главное.

Главные помощники в воспитании доброжелательности и терпимого отношения к окружающим могут стать игра.

Читайте, учите и играйте вместе с детьми.

Стран много-премного

На нашей планете,

И в каждой растут,

Улыбаются дети.

Брюнеты, блондины и русые тоже,

Пускай всевозможного цвета их кожа.

Играть дети любят,

И этим похожи!

Дорогие родители! Очень часто мы можем встретить ребенка, отличающегося высокой двигательной подвижностью (гиперактивного)

Обычно их называют «живчиками» , » шустриками» , » моторчиками» .

Это дети чаще школьного возраста, но могут быть дошкольного и даже грудного.

Гиперактивного ребенка можно узнать по следующим признакам:

Ребенок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком-либо занятии, его внимание часто перескакивает с одного предмета на другой.

Такие дети часто бросают занятие, так и не достигнув результата. Ребенок не только не способен завершить выполнение поставленных задач, но и небрежен в их выполнении.

Ребенок делает много ошибок, но не из-за непонимания, а из-за невнимательности. Рассеянность увеличивается по мере увеличения продолжительности выполнения задания, что свидетельствует о повышенной утомляемости нервной системы.

Как правило, чаще всего гиперактивность свойственна мальчикам.

На месте такому ребенку не сидится, он постоянно крутится, вертится, весь как «на иголках   ему надо поучаствовать во всех делах, он «в каждой бочке затычка».

Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, маломотивированна и не зависит от ситуации – они подвижны всегда, хотя к концу дня вследствие общего переутомления «сверхактивность» выражается в истериках, беспричинных приступах раздражения, плаксивости.

        Гиперактивному ребенку больше всех грозит непонимание со стороны окружающих. Его постоянно укоряют, стыдят, одергивают и наказывают. В конце концов ребенка убеждают, что он ни на что не способен и что бестолковее его нет на всем свете.

В результате ребенок ожесточается. У него развивается отрицательная, а часто агрессивная реакция на окружающих, он становится неуправляемым, «трудным» ребенком.

В отношении сверстников такие дети агрессивны и требовательны, эгоистичны. Не всегда они умеют сочувствовать и сопереживать. Не любят уступать в чем-либо и никогда не признаются в своей неправоте. Стремятся к лидерству, но не умеют действовать совместно с другими. Другие дети чаще всего отвергают их дружбу.

В сравнении с другими детьми гиперактивный ребенок легко идет на контакт с незнакомыми людьми, более того, он навязывает свое мнение окружающим, встревает в разговоры взрослых, мешает им, всячески стараясь привлечь их внимание.

        Внешне независимые, именно они, в отличие от «тихих психически устойчивых детей особенно нуждаются во внимании. Однако отсутствие навыков общения, привычка с вызовом принимать любую помощь приводят к тому, что своим поведением они ее отвергают.

РЕКОМЕНДАЦИ  РОДИТЕЛЯМ   ГИПЕРАКТИВНЫХ   ДЕТЕЙ

В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Помните, что гиперактивные дети игнорируют выводы и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе.

Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».

Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.).

Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи в школе и дома.

Введете балльную или знаковую систему вознограждения. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку.

Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя.

Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами.

Вызывающее поведение ребенка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени.

Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Награждайте ребенка за его соблюдение.

Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку.

Избегайте по возможности больших скоплений людей.

Оберегайте ребенка от переутомления. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

Старайтесь, чтобы ребенок высыпался.

Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя.

Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.

Воспитайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию.

Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для  ребенка.

Среди школьников младших классов около 10% мальчиков и 1% девочек относятся к категории гиперактивных. В дошкольном возрасте эти дети без какой-либо видимой цели бегают, прыгают, карабкаются, ползают. Они не могут сосредоточиться, спокойно сидеть, постоянно ёрзают на стуле. Гиперактивные дети раздражают учителей, родителей, посторонних. Среди таких детей могут быть одаренные, но и их трудно терпеть в классе. Так. Т. Эдисон и У. Черчилль относились к гиперактивным детям. Будучи ребёнком, Эдисон вступал в конфликты со всеми взрослыми, с которыми ему приходилось общаться. Он постоянно задавал вопросы и не всегда дожидался ответов, везде совал свой нос и всюду становился причиной возникавших неприятностей. Мать вынуждена была забрать его из школы и обучать на дому. Невозможным и некорригируемым ребёнком считала маленького Черчилля его первая гувернантка. Негодовали и приходили в ярость и другие его учителя. В школе ему разрешалось выходить из класса во время уроков и обегать вокруг школы, чтобы освободиться от избыточной энергии.     

 Гиперактивный ребенок дезорганизует работу в классе. Такой ученик не может ждать, пока его спросят, перебивает учителя и одноклассников, отвлекается сам и мешает другим. Эти дети часто бросают работу незавершенной, их деятельность нецеленаправленна. Они не пользуются симпатиями у сверстников, не бывают лидерами. К подростковому возрасту гиперактивность уменьшается и может исчезнуть. Менее оптимистичен прогноз, если у ребенка наряду с гиперактивностью имеются нарушения внимания, не являющиеся следствием гиперактивности ребенка. Такое состояние получило название синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Для этих детей характерны трудности в обучении, связанные с задержкой развития школьных навыков и нарушениями поведения. Плохая адаптация в школе обусловливает их низкую самооценку. У них мало друзей, они часто жалуются на физическое недомогание и эмоциональные проблемы.

 Причины нарушения внимания и гиперактивности интенсивно изучаются. В течение многих лет дефицит внимания обоснованно связывали с многочисленными неблагоприятными факторами беременности и родов, обусловливающими минимальную мозговую дисфункцию (ММД). Коррекция нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью, является комплексной. Помимо медикаментозной терапии дети нуждаются в психологической и педагогической помощи.

В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика положительного подкрепления, заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями. В зависимости от индивидуальных нужд ребенка он может обучаться в массовой школе, получая необходимую психологическую поддержку, или в коррекционных классах. Родителям следует взглянуть на свой образ жизни и взаимоотношения в семье с точки зрения потребностей ребенка. Прежде всего им необходимо структуировать собственное поведение и строго выполнять режим дня. Если взрослые в семье страдают частыми немотивированными сменами настроения, в семье конфликтные отношения, они не уверены в себе, испытывают чувство вины, недостаточна успешность профессиональной деятельности, натянуты отношения с коллегами, то им самим следует воспользоваться помощью психотерапевта, чтобы разработать стратегию дальнейшего поведения. Родителям, имеющим ребенка с дефицитом внимания, необходимо объяснить другим взрослым, общающимся с их ребенком, в первую очередь родственникам, воспитателям, учителям, что ребенок имеет специфические трудности в выполнении задании, так как его нервная система функционирует не совсем так, как у других детей. Не следует ждать, когда возникнет непонимание и враждебность по отношению к ребенку. Лучше, не стесняясь, объяснить значимым для ребенка людям его особенности. Прежде всего родители должны определить, что именно в поведении ребенка особенно их настораживает. Все это обсуждается и взвешивается в семье и с психологом.

Первым шагом к изменению поведения ребенка является составление плана общения с ребенком. Даже очень занятые родители должны научиться ежедневно выделять 10 — 15 минут, чтобы побыть с ребенком, вникнуть в то, что он делает, выслушать его и поддержать. Родителям необходимо научиться бороться с нежелательным поведением ребенка не только посредством наказаний, но и с помощью меньшего вмешательства в его действия. Например, ребенок бросил свою игрушку под дождём. Не спешите ее поднять. Ребенок ищет положенную не на место вещь, не торопитесь ему помочь, пусть поищет. Наконец, почаще используйте наказание, заключающееся в спокойном сидении в определенном месте после совершения проступка. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно быть сложным и состоять из нескольких звеньев. Для ребенка с дефицитом внимания запоминание длинных инструкций, состоящих из цепочки коротких указаний, особенно затруднительно. Поэтому не стоит давать ребенку более одного указания . Трудная задача для ребенка с дефицитом внимания — завести дружбу со сверстниками. Такие дети могут говорить, не обращая внимания на высказывания собеседника, могут не поддержать, когда его товарищ пытается начать игру, вмешиваться в чужую игру, не соблюдать ее условий, бросить игру, не доведя ее до конца. Проблемы со сверстниками могут приводить к одиночеству и низкой самооценке. В то же время дружба для ребенка с дефицитом внимания является важным фактором в достижении успеха.

Для того чтобы помочь ему наладить отношения со сверстниками, можно предпринять следующие шаги.

— Понаблюдайте за ребенком во время общения его со сверстниками. Приметив хорошие проявления во взаимоотношениях с другим ребенком, наградите его за это.

 — Организуйте совместную деятельность своего ребенка с его другом. -Устраивайте перерывы в общении со сверстниками, если видите, что уровень возбуждения у вашего ребенка чрезмерно высок.

— Старайтесь уменьшить агрессивные проявления в поведении ребенка дома. Обратите внимание на то, что участие в игровом спорте представляет значительные трудности для ребенка с дефицитом внимания. Это связано с выполнением ряда правил, соблюдением очередности на протяжении достаточно продолжительного времени. Однако жесткие запретительные установки здесь не годятся. Если ребенок очень заинтересован именно в таком виде спорта, посоветуйтесь со специалистами и тренером, как лучше справиться с трудностями. Всегда будьте хорошими адвокатами для своего ребенка. Помните, что большинство людей ничего не знают о нарушениях внимания. Найдите время, чтобы в начале учебного года поговорить с учителями о своем ребенке и его нуждах.

 Правило общения с ребёнком:

1. Прежде чем поручить ребёнку что-либо сделать, тщательно взвесьте, сможет ли он справиться с этим. Не ожидайте, что поручение или свою обязанность ребенок сразу выполнит очень хорошо.

2. Установите твердый распорядок дня, обязательный не только для ребенка, но и для всех членов семьи. Напоминайте об этом распорядке почаще.

3. Придумайте гибкую систему вознаграждения за хорошо (без отвлечений) выполненное задание.

4. Почаще показывайте ребенку, как лучше выполнить то или иное задание, не отвлекаясь.

5. Убедитесь, что ребенок видит связь между поступком и его последствием.

6. Подписывайте соглашения со своим ребенком типа: « Я, Алексей, обязуюсь три дня подряд не опаздывать в школу. Если я это выполню, то смогу смотреть телевизор на 30 минут дольше».

 7. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка. Не подбирайте за ним вещи и игрушки.

8. Не следует давать ребенку только директивные указания. Лучше говорить с ним в более мягкой форме.

9. Напоминайте ребенку о его обязанностях не только устно. Пусть он видит их: повесьте на стену их перечень.

10. Постарайтесь снизить влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания. Выключите телевизор, когда пришло время накрывать на стол. Не приглашайте друзей в дом, когда ребенок делает уроки. Не разрешайте откладывать выполнение дел на другое время. Объясните, что потом их можно забыть сделать.

 11. Предусмотрите еженедельную уборку ребенком своей комнаты, стирку одежды и мытьё игрушек. Обеспечьте такую атмосферу в доме, когда работают все вместе, поддерживая порядок в доме.

12. Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития и способностям.

 До сих пор обсуждается соотношение медикаментозных и немедикаментозных методов коррекции дефицита внимания. По вопросу медикаментозного лечения необходимо обратиться к специалисту — психоневрологу.

Каков прогноз для детей с дефицитом внимания? Раньше считалось, что трудности проходят с возрастом, ребенок как бы перерастает свой недостаток, становясь взрослым. Отчасти такое мнение основывалось на том факте, что врачи фокусировали свое внимание на гиперактивности как главном симптоме. В настоящее время основным симптомом считается нарушение внимания в сочетании с импульсивностью. Гиперактивность имеет тенденцию уменьшаться с возрастом, дефицит внимания и импульсивность подвергается обратному развитию в значительно меньшей степени. Поэтому надеяться, что время — лучший лекарь, в данном случае неправомерно, затраченные же усилия непременно принесут свой результат.

Источник: журнала «Дефектология» №1.2000 год. Стр. 61 А.Г. Московкина, МПГУ

Уважаемые родители! Для того чтобы речь вашего ребенка была правильной, четкой, красивой, необходимо наличие правильного дыхания. Это объясняется тем, что в процессе речи непосредственно участвует дыхание, и поэтому правильное и четкое произнесение звуков во многом зависит от силы и направленности воздушной струи. Необходимо научить ребенка рационально использовать вдох и выдох во время речи.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

1.Упражнения проводятся 2-3 минуты. Упражнения необходимо проводить плавно под счет, в проветренном помещении.

2. На первых этапах рекомендуется проводить гимнастику в положении ребенка лежа на спине. Для этого можно положить на живот (в области диафрагмы) ребенку какую-либо игрушку.

3. Не фиксируйте внимание ребенка на процессе вдоха и выдоха, не говорите ребенку «вдохни сильнее».

4. Следите за тем, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, не ощущал движения межреберных мышц и мышц нижней части живота.

5. Необходимо следить за тем, чтобы дутье было легким, без напряжения и излишних усилий.

6. При выполнении упражнений следите за тем, чтобы дети не надували щеки.

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Упражнение «Задуй свечку»

Описание упражнения:  Ребенок держит полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предложите ему медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы «пламя свечи» отклонилось.

Упражнение «Сдуть с руки снежинку»

Описание упражнения: Положите на ладонь ребенку маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребенок на выдохе сдувает ватку. Можно предложить подуть так, чтобы ватка улетела как можно дальше.

Упражнение «Горячий чай»

Описание упражнения: Предложите ребенку подуть на пригоршни рук,  имитируя дутье на горячий чай.

Упражнение «Воздушный шар»

Описание упражнения: Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая «воздушный шар». Во время выдоха ребенок произносит звук «ф-ф-ф» и скрещивает руки на плечах.

В существующей школьной системе обучения аккуратности написанного, красивому, разборчивому почерку придается не меньшее значение, чем правильности написанного. Даже, если вы скептически относитесь к большинству школьных правил и вам кажется, что главное «писать без ошибок, а почерк – дело десятое», ребенок в школе неизбежно столкнется с требованием — пиши красиво. И если окажется не готов к этой встрече, вас ждут грязь в тетрадках, двойки и тройки по письму, и, следовательно, разные варианты школьного неблагополучия.

Именно поэтому позаботиться о будущих успехах ребенка в каллиграфии необходимо задолго до школы.

В школе ребенок обязательно будет учиться писать. Очень важно, чтобы рука была достаточно к этому подготовлена. Уже сейчас, когда вашему ребенку еще нет шести лет, нужно постараться развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их ловкими, послушными, подвижными. Пока рано вкладывать ручку в неуклюжую руку малыша и усаживать его за прописи. Вряд ли малыш справится даже с самым несложным на ваш взгляд заданием – выписыванием палочек и крючочков. Неподготовленные пальцы ничего кроме каракуль вывести не смогут, а настроение и у вас, и у ребенка будет надолго испорчено. Нельзя подрывать у будущего первоклассника веру в успех в таком важном и престижном школьном деле – «писание по-письменному, по-взрослому». Лучше косвенно подготовить этот успех, особенно, если вы замечаете, что ребенок ваш неумеха и руки у него растут явно не из того места.

Рисование, лепка, конструктор, вышивание, мозаика – эти и другие подобные занятия помогут подготовить руку ребенка к каллиграфическим упражнениям, минуя само письмо. Кроме того, огромное количество простых повседневных дел – застегнуть, а, может быть, даже и пришить оторванные пуговицы, справиться с непослушными шнурками, помыть посуду, завернуть гайку, вырезать сложную фигуру из бумаги – отлично готовят руку ребенка к письму. Так, не занимаясь непосредственно письмом, вы начинаете готовить ребенка к этому сложному действию.

Чтобы проверить, насколько рука ребенка готова к овладению письмом, можно предложить ему нарисовать на нелинованной бумаге несколько простых узоров. Начальную часть узора вы рисуете сами, а ребенок должен продолжить начатый вами узор до конца листа.

Если ребенок не справился с заданием, значит, вам необходимо задуматься о причинах такой «безрукости» и наверстывать «упущенное». Существует много упражнений по подготовке руки к овладению письмом, они подробно описаны в различных пособиях по подготовке детей к школе.

Вот некоторые из них.

1. «Путь муравьишки» — ребенок рисует путь маравьишки (полет пчелы и т.п.) линией, которая должна иметь как можно больше разнообразных изгибов без создания замкнутых контуров и петель. «Путь» начинается и заканчивается в одном месте, таким образом создается замкнутая линия.

2. «Езда по дорожкам» — ребенок должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки. Дорожки следует делать разнообразными. Существует множество вариантов этого упражнения – в домик по дорожке может добираться заяц, лягушка, медведь, любой сказочный герой.

3. «Охотник и волк» — нужно «попасть» в волка, в мишень. Линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой.

4. «Самолеты за облаками» — ребенок должен закрасить карандашом нарисованные взрослым облака. Одно облако должно стать совсем темным, чтобы сквозь него не было видно самолета, нарисованного на нем. Другое облако должно быть менее темным, чтобы контуры самолета слегка проглядывали. И третье облако должно быть совсем светлым, чтобы самолет был виден «почти так же хорошо, как если бы облака совсем не было».

5. Рисование по точкам и по штриховой линии. Для этого задания могут быть использованы орнаменты, сюжетные рисунки, для которых нужно заранее нарисовать точечный или штриховой контур.

6. Рисование по образцу с опорой на значимые точки. Точки ставятся в тех местах, где линия изменяет направление.

7. Закончить рисунок, на котором художник не успел дорисовать и раскрасить, например, ромашки или солнышко.

При выполнении упражнений хорошо использовать разные материалы – карандаши, фломастеры, мелки.

Список литературы:

1. Е.А.Бугрименко, Г.А.Цукерман Учимся читать и писать

2. Л.А. Венгер, А.Л. Венгер Готов ли ваш ребенок к школе.

  • Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.
  • Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  • Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
  • Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
  • Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.
  • Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Овладение языком, речью – необходимое условие для успешного обучения в школе. Важность развития правильной устной речи для овладения письмом подчеркивают многие выдающиеся педагоги и психологи (А.Н. Гвоздев, 1961; Р.Е. Левина, 1940, 1965; Л.Ф. Спирова, 1965; Г.А. Каше, 1971; Л.Н. Ефименкова, 1985, 2004 и др.)[1].
К концу дошкольного периода развития, при отсутствии патологических изменений центральной нервной системы, периферического речевого аппарата, неблагоприятных социальных условий и речевой среды у детей формируется речь как средство общения. Однако без специального обучения большинство детей не владеют к школе в должной мере речью в ее планирующей,  воздействующей, познавательной функции.

В настоящее время наблюдается все больший приток в школу детей с трудностями в обучении. У них наблюдается незрелость познавательных способностей, низкая способность к организации деятельности, трудности в распределении и концентрации внимания, снижение памяти, разнообразные дефекты речи: несформированность звуковой стороны, нарушение фонематического восприятия, затруднение в делении речевого потока на предложения, слова, проведении звукового анализа и синтеза, бедность словаря, нарушения в построении лексико-грамматических конструкций. К тому же, по разным данным, несколько десятков процентов детей не могут овладеть школьными навыками по состоянию своего нервно-психического здоровья. Этим и вызвана актуальность проблемы формирования и совершенствования речи в различных ее формах  до поступления в школу в специально организованной деятельности.

Каждый родитель, отправляя своего ребёнка в первый класс,  надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же надежды не оправдываются, то причину неудач зачастую родители начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребёнка, в отношении к нему учителя, в одноклассниках и т.п., и мысль родителей, как правило, не возвращается к дошкольному возрасту. Хотя именно в нём чаще всего и бывают запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы. У 30% первоклассников возникают различные трудности в усвоении школьной программы  вследствие имеющихся нарушений развития.

Не следует считать главными показателями готовности к обучению в школе овладение чтением и письмом. Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. А готов ли 5-6-летний ребёнок осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь (сначала чтение, а потом письмо)? В дошкольном возрасте мы должны создать базу (предпосылки) для лёгкого усвоения этих сложных учебных навыков! Качество учебной деятельности во многом будет зависеть от того, насколько были сформированы в дошкольном возрасте  следующие предпосылки:

  • внимание

концентрация: могу слушать учительницу, не отвлекаясь на активного соседа по парте, шум за окном;

объём: могу запомнить длинную инструкцию;

распределение: могу слушать и писать за учителем;

  • зрительно-моторная координация: могу списывать с доски, следить за строчкой при чтении;
  • пространственно-временая ориенировка: хорошо ориентируюсь в схеме собственного тела, в пространстве, на листе бумаги; могу назвать последовательность времён года, дней недели, частей суток;
  • работоспособность: могу высидеть спокойно урок, концентрироваться и удерживать внимание на заданиях;
  • саморегуляция и контроль: могу прикладывать усилия, чтобы  выполнить задание, делать то, что нужно, переключаться с одного урока на другой, подчиняться правилам;
  • зрительное и слуховое восприятие: я качественно вижу и слышу;
  • память: (слухоречевая, зрительная, двигательная): могу услышать, увидеть и правильно записать.
  • мышление: могу обобщать, классифицировать, определять причинно-следственные связи, строить умозаключения
  • физическое здоровье: могу длительно удерживать статическую позу в положении сидя и держать осанку.
  •  речь: могу правильно и чисто произносить длинные слова, рассказывать историю по картинке или придумать свою историю, используя свой богатый активный словарь.

Показателем готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной речи поступающего в первый класс. Что же имеется ввиду?

Во-первых, произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Сюда можно отнести и слоговую структуру слова: не весипед, а велосипед; не катан, а стакан…

Во-вторых, у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук…

В-третьих, грамматический строй речи во многом уже сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный…

В-четвёртых, достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями…

В-пятых, ребёнок владеет связной речью: может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется…

В-шестых, должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!

К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Они стесняются говорить, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно, становятся мнительными, неохотно идут в детский сад, а затем и в школу.

Нарушения речи, в свою очередь, осложняют процесс формирования навыков чтения  и письма, вызывают трудности в усвоении школьной программы.

Сами по себе данные речевые нарушения не исчезают, а напротив провоцируют появление вторичных отклонений: нарушений чтения и письма. Поэтому важно своевременно выявить у детей проблемы в речевом развитии, провести необходимое психолого-педагогическое обследование и как  можно раньше оказать им коррекционно-педагогическую помощь.

Основная задача родителей будущих первоклассников – вовремя обратить внимание на нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы как можно раньше начать коррекционную работу, предотвратить трудности общения в коллективе и трудности в усвоении школьной программы. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше будет результат, тем легче будет учиться ребёнку. И в результате адаптационный период при поступлении детей в школу значительно сократится, а приобретенные навыки учебной деятельности позволят детям чувствовать себя успешными в школьном коллективе.

Список использованных источников

1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1985. – 147с.

2. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004.

3. Полякова М.А. Как научить ребёнка читать и писать/ Марина Полякова. – М.: Айрис-пресс, 2008.

Почему-детям-трудно-в-школе

Причины речевых нарушений разнообразны, их множество. Что вызвало нарушение речи в вашем случае, определит точно только логопед. Возможно, потребуется и консультация невропатолога, а также ортодонта и отоларинголога. Готовясь к консультации со специалистами, вы сами можете предположить причину дефекта речи вашего ребенка.

Очень часто ребенку уделяется недостаточно внимания. Как правило, в такой семье очень молодая мама, которая не совсем понимает, что ребенку нужно ежеминутное общение и что с ним нужно заниматься. Ребенок оказывается заброшенным. Другой вариант: родители целыми днями работают, а ребенок находится на попечении не очень грамотной бабушки. Сюда же можно отнести и воспитание детей родителями, увлекающимися спиртными напитками или наркотическими средствами. Все это называется педагогической запущенностью. Только не воспринимайте, пожалуйста, эту запущенность на свой счет. Возможно, она не ваш случай. Но хотелось бы, чтобы вы критически, не кривя душой, оценили обстановку в своей семье. Во всяком случае, если причина только в этом, то у вас так называемый неосложненный вариант недоразвития речи и справиться с ним гораздо проще, чем с осложненным вариантом.

Осложненной считается картина задержки речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов. Это может быть токсикоз во время беременности, инфекционные заболевания и интоксикации, перенесенные будущей мамой, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности. Причиной могут быть и преждевременные роды, «кесарево сечение» (не стоит считать его безвредным для ребенка), затяжные роды, асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) и т.п. Если что-либо из этого затормозило развитие речевых центров в коре головного мозга, речевое развитие ребенка задерживается. Если же речевое развитие происходит в срок, то эти причины не способствуют достаточной подвижности языка для чистого звукопроизношения (речь смазана).

Негативным для развития речи ребенка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем периоде развития ребенка.

Не последнюю роль в речевых дефектах играет наследственный фактор (кто-то в семье имеет речевые дефекты, занимался в детстве с логопедом). Причиной нарушений речи может быть и снижение слуха.

Мы рассмотрели только невидимые причины. Существуют и видимые, которые вы легко сможете определить сами. Это различные врожденные или возникшие в результате травм расщелины небе, губ, деформации зубов. Сюда же относится и неправильный прикус, когда верхняя или нижняя челюсти заметно выдаются вперед. Сейчас таких детей становится все больше, так как мамы не хотят или не способны естественно вскармливать ребенка. А соски-пустышки часто формируют неправильный прикус.

Еще одна видимая причина — короткая подъязычная уздечка. Можете рассмотреть ее перед зеркалом. Если уздечка укорочена, движения языка ограниченны. Ребенок с очень короткой уздечкой порой не может даже поднять язык вверх. Следовательно, звукопроизношение нарушается.

Очень часто невидимые причины сочетаются с видимыми нарушениями речи!

Речевая готовность – это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы, а именно сформированность:

‒ звукопроизносительной стороны речи;

‒ фонематического слуха и восприятия;

‒ лексического запаса;

‒ грамматического строя;

‒ связной речи в целом [1].

Рассмотрим каждый из выделенных компонентов речевой готовности более подробно, а также возможные ошибки, возникающие при их недоразвитии в процессе школьного обучения.

1. Звукопроизносительная сторона речи.

Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп (свистящих, шипящих, соноров и т.д.). Даже если у ребенка все звуки поставлены,  рекомендуется перед школой проговаривать скороговорки, делать артикуляционные упражнения для улучшения четкости, внятности и выразительности речи. Если у дошкольника подготовительной группы имеются нарушения звукопроизношения необходимо родителям обратиться  к логопеду для их устранения. Как правило, немногочисленные рассматриваемые нарушения  (один, два звука) не влияют на школьную успеваемость. Однако могут привести к трудностям установления контакта со сверстниками, а также являться причиной формирования у ребенка чувства неполноценности (неуверенность в себе, отказ от публичных выступлений), стать препятствием при выборе будущей профессии.

2. Сформированность фонематических процессов: фонематический слух, фонематическое восприятие.

Фонематический слух необходимо развивать у ребенка с самого рождения – это способность слышать и различать звуки родного языка. К 7 годам ребенок должен на слух различать и воспроизводить слоговые цепочки и слова, содержащие звуки близкие по акустико-артикуляционным признакам, а именно по твердости – мягкости, звонкости-глухости и акустически близкие, например, «са-за, коса-коза», «по-бо, почка – бочка», «мы-ми, мишка – мышка», «с-ш, миска-мишка» и т.д. В случае затруднений при воспроизведении слов и слоговых цепочек необходимо провести коррекционную работу по данному направлению, иначе даже при неразличении одного-двух звуков родного языка на письме у первоклассника будут встречаться специфические ошибки: замена букв сходных по акустико-артикуляционному признаку, пропуск мягкого знака, указывающего на мягкость согласного звука (т.е. ребенок как слышит так и пишет «зайка – сайка», «люк – лук», «яблоко — аблоко», «уголь — угол»). Данные ошибки свидетельствуют о таком нарушении письменной речи как акустическая дисграфия [2].

Выявить нарушения в развитии фонематического слуха можно следующим образом: предложить ребенку повторить за взрослым трехсложные слоговые цепочки. В каждой слоговой цепочке включены звуки, отличающиеся по одному из следующих признаков: звонкость-глухость (например, «б-п»), твердость-мягкость («м-мь»), акустически сходные звуки. Цепочки даются по всем звукам родного языка и выявляются те звуки, которые ребенок не различает на слух. Вторым диагностическим заданием является повторение ребенком слов, содержащих звуки, отличающиеся по акустико-артикуляционным признакам. Скрининг диагностика данного процесса, которая может быть реализована родителями будущих первоклассников, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Скрининг диагностика фонематического слуха 

Направления обследованияЛексический материалОтветы детей
 1. Повторение слогов с  оппозиционными звуками. Та-да-та Ка-га-ка Па-ба-па Ва-фа-ва Ша-жа-ша Са-за-са Ча-тя-ча Са-ца-са Ша-щя-ша Са-ша-са За-жа-за Ра-ла-ла Ла-ва-ла Ся-ща-ся Са-ся-са За-зя-за Ра-ря-ра Ла-ля-ла 
 2. Дифференциация слов-паронимов (повторение слов, вслед за диагностом) Точка-дочка Кости-гости Почка-бочка Винт-финт Шар-жар Коса-коза Мять-мяч Сабля-цапля Чаша-чаща Сок-шок Зал-жал Рак-лак Лес-лещ Рад-ряд 

В случае затруднений различения каких-либо пар звуков необходимо провести их отработку на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений. В целях профилактики и совершенствования фонематического слуха для родителей могут быть рекомендованы следующие методические пособия, содержащие разнообразный лексический материал, дидактические игры по данному направлению: И.С.Лопухина «Логопедия: упражнения для развития речи, стихи, скороговорки, игры, загадки, считалки», В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Парные звонкие – глухие согласные» (комплект тетрадей), Н.М.Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной группы».

Фонематическое восприятие, включает в себя следующие процессы:

‒ фонематический анализ – это умение ребенком выделять в тексте предложения, определять количество и порядок слов в предложении, делить слова на слоги, определять место слога в слове (первый слог, второй и т.д.), ударный слог, определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец), линейную последовательность звуков в слове (то есть называть порядковый номер звука в слове), позицию звуков по отношению к другим звукам (например, какой звук перед заданным звуком, какой, после и т.д.), уметь давать характеристику звукам (согласный, гласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой), осуществлять звуковой разбор слов с помощью символов.

‒ фонематический синтез – это умение составлять тексты из предложений, предложения из слов, слова из слогов (например, назови что получится ма-ши-на), слова из звуков.

Выявить несформированность данных процессов можно следующим образом: произнести ребенку предложение и попросить его назвать количество услышанных слов, дать слово и попросить  посчитать количество содержащихся в нем слогов, определить ударный слог, назвать первый звук в слове, последний звук, определить количество звуков в слове.

Если фонематический анализ и синтез не будут в полном объеме сформированы у ребенка к первому классу, то возникнут проблемы с процессами овладения чтением и письмом. С первого класса могут наблюдаться следующие ошибки в письменной речи:

‒ пропуск слов в предложении, слогов в словах, звуков в словах как на письме, так и при чтении;

‒ перестановки слов в предложении, слогов в словах, букв в словах;

‒ слитное написание слов в предложении, раздельное написание слов (при  ехал, само кат);

‒ отсутствие разграничения предложений.

Соответственно специалист, выявив такие ошибки у ребенка на письме, может свидетельствовать о наличии дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, если же такие ошибки будут проявляться при чтении, то такое нарушение будет называться  фонематическая дислексия, а  также может возникнуть семантическая дислексия, т.е. ребенок будет читать механически, не понимая смысла прочитанного.

Особое внимание к сформированности фонематического слуха и фонематического восприятия необходимо уделять родителям, чьи дети имеют минимальное снижение физиологического слуха, что по определению ведет к нарушению данных  процессов.

3. Достаточный лексический запас.

В обиходе ребенок должен использовать различные слова: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, уметь подбирать антонимы к словам, синонимы. Также ребенок должен объяснять значения некоторых фразеологизмов, многозначных слов, крылатых выражений, пословиц и поговорок (например, «золотые руки», «сесть в лужу», «не вешать нос», «семь раз отмерь один раз отрежь» и т.д.). Будущий первоклассник должен владеть обобщающими понятиям по различным лексическим темам, например одежда, овощи, транспорт, профессии, дикие животные, электроприборы, рыбы, насекомые и т.д. и соответственно называть слова входящие в данные лексические темы.

В случае бедности словарного запаса у ребенка отмечаются трудности при составлении рассказов, пересказов, в общении со сверстниками, а также в последствии при написании изложений и сочинений. При чтении ребенок также может испытывать сложности при понимании смысла прочитанного. В связи с этим в процессе дошкольного детства должна вестись активная работа по накоплению, обогащению, расширению и активизации словарного запаса.

4. Грамматический строй речи.

О сформированности грамматического строя речи свидетельствует достаточный уровень развития следующих умений: 

‒ умение изменять слова по родам, числам, падежам, временам;

‒ умение образовывать слова с помощью приставок, суффиксов, новые слова от других частей речи;

‒ умение составлять предложения различных синтаксических конструкций, а именно простые предложения с однородными членами, с предлогами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, видеть связь слов в предложениях;

‒ умение работать с деформированным предложением, самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки;

‒ составлять грамматические правильные предложения по опорным словам и картинкам;

‒ составлять схемы предложений.

В случае несформированности грамматического строя речи у ребенка будут отмечаться ошибки как в устной речи, так и в письменной, а именно трудности при согласовании слов в предложении, построении предложений (пример ошибок, «красный ведро», «пять карандошов», «нет ножков», «дает корм петухи», «она пришел» и т.д.). Наличие на письме перечисленных ошибок будет свидетельствовать об аграмматической форме дисграфии. Также при чтении в случае несформированности грамматического строя речи будут отмечаться смысловые ошибки, соответственно чтение у детей будет угадывающим.

С целью профилактики и совершенствования лексико-грамматического строя речи родителям и специалистам ДОУ могут быть рекомендованы следующие методические пособия: Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей с ОНР 5-7 лет», Т.А.Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений», Е.В.Новикова «Секреты предлогов и падежей» и д.р.

5. Достаточно развитая связная речь, то есть к первому классу ребенок должен уметь составлять:

‒ пересказы сказок, рассказов;

‒ описательные рассказы о предметах, явлениях природы;

‒ рассказы по серии сюжетных картинок;

‒ рассказы из личного опыта;

‒ творческие рассказы.

Уровень развития связной речи зависит от сформированности лексико- грамматического строя речи и мыслительных операций. Ребенок к первому классу должен уметь излагать свои мысли, делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи явлений и событий, уметь связно и последовательно формулировать основную мысль высказывания. Развитая связная речь – залог успешного обучения  в школе по таким предметам как: русский язык, литература, окружающий мир, история и все остальные гуманитарные предметы.

Выявить особенности развития связной речи возможно следующим образом: ребенку предлагается прослушать и пересказать сказку, рассказ, рассказать о том, как прошел его день, сочинить небольшую сказку, составить рассказ по сюжетной картинке, описать его любимую игрушку. В ходе анализа рассказов, составленных ребенком, родитель должен выявить те затруднения, с которыми он сталкивается. С целью профилактики и развития связной речи у дошкольников могут быть рекомендованы следующие методические пособие: Н.Е.Арбекова «Развиваем связную речь детей 6-7 лет с ОНР» (комплект из 3 тетрадей), Т.А.Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша», Н.Е.Ильякова «Серия сюжетных картин» (комплект из 4 тетрадей).   

В настоящее время более 70% детей идут в школу имея начальные навыки чтения. Однако не у всех детей имеется четкое представление об образах букв. Дети при чтении путают буквы между собой, например, ш-щ, п-т, ц-щ, п-н, л-м, в-б, о-с и др., могут пропускать строчки при чтении. Причинами таких нарушений являются несформированность пространственных представлений, а также нарушения зрительного восприятия. При неоказании своевременных мер по устранению данных нарушений аналогичные ошибки появятся на письме, а именно ребенок будет писать некоторые буквы в зеркальном отображении, добавлять лишние элементы буквам, путать письменные буквы между собой, например, «и-у», «в-д», «о-а», «б-д», «с-е» и др. Соответственно как родители, так и педагоги должны следить за процессом формирования образа букв у детей, особенно это касается первоклассников у которых отмечаются минимальные нарушение зрения.

Поэтому при знакомстве с буквами перед ребенком должна быть всегда в  поле зрения азбука печатных и письменных букв. При знакомстве с каждой буквой использоваться приемы, направленные на активизацию зрительного восприятия и тактильных ощущений, например, использование тактильных дощечек, моделирование букв из различных материалов, использование ассоциативного алфавита и т.д.

Таким образом, при подготовке ребенка к школьному обучению основная задача родителей осуществлять тесное взаимодействие со специалистами ДОУ по вопросам речевого развития ребенка, в случае обнаружения у дошкольников нарушений устной речи осуществлять своевременную их коррекцию, в условиях специализированных коррекционных групп для детей, имеющих речевые нарушения (ФФН, ОНР), а  также на логопедическом пункте ДОУ, что в свою очередь позволит предотвратить в дальнейшем школьную дезадаптацию.

 Также в семье, где воспитывается будущий первоклассник, должны быть созданы благоприятные условия для их речевого развития. Родителям необходимо следить за правильностью речи детей, побуждать их речевую активность, следить за грамматическим и синтаксическим оформлением их высказываний, способствовать накоплению и расширению словарного запаса.

Знание учителем уровня речевой готовности первоклассника позволит:

‒ спланировать индивидуальную педагогическую работу с каждым учеником,

‒ подобрать методы и средства обучения для всего класса с учетом развития речи,

‒ своевременно отслеживать появление специфических ошибок у детей в письменной речи и осуществлять коррекционные и профилактические мероприятия,

‒ в случае необходимости получать консультации по вопросам обучения детей у профильных специалистов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, дефектологов) [3]. 

Список литературы

1. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: методическое пособие. СПб, 1999. — 112 с.

2. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М., 2015. – 320 с.

3. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Школьный старт. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. Самара, 2011. – 64 с.

     С целью развития и уточнения пространственно-временных представлений необходимо учитывать закономерности формирования пространственно-временных функций в онтогенезе и в связи с этим проводить  работу по следующему плану.

  • Развитие и уточнение пространственных представлений

1) Дифференциация правых и левых частей тела — правая и левая рука, нога правый и левый глаз, правое и левое ухо. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре детей с нарушениями речи. Например локоть, плечо колено, лопатка и т. д.

На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:

—Подними правую руку, левую руку;

—Покажи, где  у  меня правая, левая рука;

—Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева от тебя;

а)  Наглядный вариант

Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Выполнение задания требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности.

б)  Речевой вариант

Простая ориентировка.  Инструкция «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему если нет — прекращают.

2) Ориентировка в окружающем пространстве. При этом учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади — спереди, вперед — назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху — внизу, сверху — снизу, над — под).

Наиболее отличительной особенностью данной категории детей является неспособность овладеть понятиями слева — справа, левый — правый, лево — право. Можно предложить детям выполнить такие задания посади мишку справа от куклы, положи кубик слева от куклы, скажи, где находится мишка по отношению к кукле — справа или слева, где находится кубик по отношении к кукле — слева или справа.

Аналогичная работа в проводится по определению пространственного расположения трех предметов.

  • Поставить машинку перед собой, слева от нее положить мяч, справа — барабан и т. Д.
  • Стоя друг за другом назвать стоящего впереди, стоящего сзади, стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
  • На  демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
  • Сидя  за столом определить его правый и левый края.
  • Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой, определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
  • Стоя попарно, лицом друг  к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д. Затем роли меняются.
  • Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх, б) спинкой вниз. Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
  • Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке (по рисунку).
  • Определить последовательность воспроизведения расположения ряда цветов радуги.
  • Определить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка.
  • Назвать первое число справа, первое число слева. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?
  • Прочитать ряд в обратном порядке (то есть справа налево.) Как изменяется величина чисел в этом направлении9 (Уменьшается.)
  • Показать число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4?
  • Назвать соседа числа 4 справа, сравнить по величине.

Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. На данном этапе развивается зрительное восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов.

Детям предлагаются следующие упражнения.

Нарисовать называемые предметы, геометрические фигуры (впоследствии — буквы) справа или слева от вертикальной линии.

Определить пространственное расположение изображений на картинке относительно друг друга.

 Что находится в центре рисунка?(Мишка.) 

Что находится в правом верхнем углу? (Шарик.) 

Что находится слева от мишки? (Мячик.)

 Где находится  кубик  по  отношению к мишке? (Внизу слева.) 

Что находится в правом нижнем углу? (Пирамидка.)

  • Развитие и уточнение временных представлений

При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. Делать это можно посредством разнообразных упражнений и заданий, известных рифмовок и стихов Работа ведется по нескольким направлениям.

1) Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времени года, месяцы, год), наблюдение и определение временной последовательности и закономерности каких-либо действий и событий (после, перед, сейчас, потом и т. д. ).

Детям можно предложить задания.

Закончи предложения.

Если сегодня понедельник то завтра будет… Если сегодня четверг, то завтра будет… Если сегодня суббота, то завтра будет… Если сегодня пятница, то вчера была… Если сегодня вторник, то вчера был… Если сегодня воскресенье, то вчера была…

Догадайся, какое время года? Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. Цветет черемуха и сирень.

Ответь на вопрос «Когда это бывает?»

Снег на полях,

Лед на реках,

Ветер гуляет

Когда это бывает? (Зимой.)

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает

Когда это бывает? (Летом.)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает —

Когда это бывает? (Весной.)

Пусты поля,

Мокнет земля,

Лист опадает —

Когда это бывает? (Осенью.)

2) Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь отец, мать, бабушка, дедушка и т. д .).

Детям предлагаются задания.

Расскажи про свою семью. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Перечисли, кто есть в твоей семье? Есть ли у тебя братья и сестры? Как зовут твоих родителей, бабушку, дедушку, сестер, братьев? Кем и где работают твои родители? Есть ли у тебя домашние животные? Твое любимое занятие? Что вы всей семьей любите делать в свободное время?

Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других? Таким образом, включение в систему коррекционной работы заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственно-временных представлений, будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, положительно отразится на формировании неречевых процессов (внимания, памяти, мышления), упредит возникновение графических ошибок на письме.

Все это положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребенка.