Председатель: Макарову А.Н., учитель истории и обществоведения;
План работы МО учителей историко-эстетического цикла
Тема методической работы: «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебных предметов „Всемирная история“, „История Беларуси“, “Обществоведение”, ”География”, “Искусство”».
Цель: содействие развитию профессиональной компетентности учителей истории, обществоведения, географии и искусства в развитии личности учащихся средствами учебных предметов УМО.
Задачи:
- Способствовать реализации в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных предметов, формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому, созидательному труду как главному условию развития белорусского государства;
- Способствовать развитию навыков функциональной грамотности учащихся средствами учебных предметов;
- Способствовать развитию навыков читательской грамотности учащихся средствами предметов;
- Способствовать повышению качества знаний учащихся через организацию проектной и исследовательской деятельности учащихся и олимпиадного движения, как способов формирования у них личностных, метапредметных и предметных компетенций;
- Способствовать методическому сопровождению деятельности по самообразованию учителей, росту их профессиональной компетентности в процессе аттестации и трансляции передового опыта.
Тема: «Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по истории, обществоведению, географии, искусству в 2023/2024 учебном году»
Форма проведения: мозговой штурм.
Учебно-методический блок:
Вопросы для обсуждения:
- Нормативное правовое обеспечение общего среднего образования: изменения и дополнения, особенности выполнения требований нормативных правовых документов в новом учебном году:
— изучение Методических рекомендаций по формированию культуры устной и письменной речи от 21.08.2023г.;
— корректировка цели и задач изучения учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси» в соответствии с Концепцией школьного исторического образования в Республике Беларусь (одобрена постановлением коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 08.11.2022 № 13.2.);
— корректировка видов деятельности и «Основных требований к результатам учебной деятельности учащихся»;
- Научно-методическое обеспечение учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси» в 2023/2024 учебном году:
-корректировка количества часов, отводимых на изучение учебного материала по учебным предметам «Всемирная история» и «История Беларуси» в IX и XI классах;
-изучение модуля «Великая Отечественная война»;
— изучение информации о результатах расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
Практический блок:
- Анализ результатов работы методического объединения учителей в 2022/2023 учебном году. Планирование работы методических формирований в 2023/2024 учебном году.
2. Анализ результатов ЦЭ, ЦТ и выпускного экзамена за 2022/2023 гг.;
3. Анализ результатов республиканской контрольной работы по истории Беларуси (XI класс) – основа для совершенствования образовательного процесса.
Информационные источники:
1.Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»;
2.Образовательные стандарты общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2018 № 125;
3. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 (ред. от 26.05.2020) (далее – Правила проведения аттестации);
4. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от 2022г.;
5. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (ред. от 03.05.2018) (далее – Санитарные нормы и правила);
6. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2014 № 15/27/23.
7. Методические рекомендации по формированию устной и письменной речи в учреждениях общего среднего образования от 21.08.2023г.
Тема: «Современный урок истории: его составляющие, критерии успешности»
Форма проведения: методическая гостиная.
Учебно-методический блок:
Вопросы для обсуждения:
1.Воспитательный потенциал учебных предметов «История Беларуси» и «Всемирная история», «Обществоведение». (Лихарев И.И.)
2. Информации о результатах расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, как ресурс воспитательного потенциала.(Лихарев И.И.)
3. формы и методы работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися (Блиндерова О.В.)
Практический блок:
1.Разработка, создание интерактивных материалов по результатам изучения материалов и возможности применения в работе. (все педагоги УМО)
Информационные источники:
1.Бордовская Н.В., Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб.: Издательство “ Питер”, 2011.- 304 с.
2.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. — М.: Владос, 2003. – 384 с.
3.Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания / Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. — М: Дрофа, 2004. – 288 с.
4.Соколова М.В. Что такое историческая память? / М.В. Соколова // Преподавание истории в школе. — 2008. — №7. – с. 37-44.
5.Стрелова О.Ю. Образы – мифы – фальсификации /О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2010. — № 8.
6.Фельдштейн Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования / Д.И. Фельдштейн // Адукацыя і выхаванне. — 2011. — № 7. 8. Интернет-источники.
Тема: «Формирование функциональной грамотности (4К-компетенций) учащихся средствами учебных предметов «Всемирная история», «История Беларуси»
Форма проведения: методический фестиваль.
Учебно-методический блок:
Вопросы для обсуждения:
- Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития интеллектуальных и творческих способностей, социально-значимых, гражданско-патриотических качеств личности; (Макарова А.Н.)
- Формирование навыков читательской грамотности (Прищеп Т.М.);
- Приемы и методы формирования эмоционально-ценностного отношения к истории и культуре, ценностных ориентаций и приоритетов в процессе историко-обществоведческого образования(Савченко О.А.).
Практический блок:
- Презентация проектов учащихся (все педагоги УМО);
Информационные источники:
1. Баранов, О.А. Медиобразование в школе и вузе: /учебное пособие/ О.А. Баранов. – Тверь: Тверск.гос.ун-т, 2002.- 87с.
2. Бондаренко, Е.А. Состояние медиаобразования в мире/ Е.А. Бондаренко, А.А. Журин // Педагогика. – 2002. — № 3. – С. 88 – 98.
3. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну/ Н.Б. Кириллова. – Мю, 2005. – 448с.
4.Сборник научных статей XI Международной научной конференции «ТехноОбраз 2017: Инновации в образовании»» … [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http;// www. http://belisa.org.by/ — Дата доступа: 10.03.2018.
5.Медиапродукты педагогов и учащихся.
Тема: «Использование интерактивных дидактических материалов в преподавании учебных предметов»
Форма проведения: круглый стол.
Учебно-методический блок:
1. Интерактивные дидактические материалы по учебным предметам «География», «Обществоведение», «Искусство», «История Беларуси» для II ступени общего среднего образования; (Блиндерова О.В.)
2. Интерактивные карты, как средство развития картографических навыков у учашихся (Савченко О.А.)
Практический блок:
- Выработка модели современного урока с применением технологии визуализации (все педагоги УМО).
Информационные источники:
- Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-2/Н.И. Запрудский.– Минск, 2010.- 256с.– (Мастерская учителя)
- Запрудский, Н. И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация / Н. И. Запрудский // Гісторыя: праблемывыкладання. – 2009. – № 4. – С. 51–57.
- Исследовательская работа школьников / составитель Н. С. Криволап. – Минск : Красико-Принт, 2005. – 176 с.
- Как эффективно развивать одаренных сельских школьников в «глубинке» / авторы-составители С. В. Ситникова, Л. Е. Осипенко. – Минск : МГОИПК, 2006. – 87 с.
- http://nsportal.ru учебно-исследовательская деятельность учащихся [21.11.2019 в 15.30]
Тема: «Анализ деятельности методического объединения учителей истории, обществоведения, географии и искусства за 2023-2024 учебный год».
Форма проведения: подведение итогов.
Учебно-методический блок:
- Анализ работы МО;
- Выработка направлений работы на следующий 2024-2025 учебный год.
- Творческие отчёты педагогов УМО.
Практический блок: составление примерного плана работы на следующий учебный год.