Русский язык является одним из самых распространенных в мире языков. Около 140 млн. человек считают его родным. Он всегда был гордостью наших писателей-классиков и вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. Русский язык настолько богат и велик, что может вызывать к себе только гордость, уважение и восторг. В нём нет слабостей и несовершенств.
В начальном обучении учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как выполняет две важные функции: во-первых, он является предметом изучения и обучения, во-вторых, средством изучения других предметов. Следовательно, успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение русского языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. Чтобы изучение русского языка стало интересным, занимательным и любимым занятием для младшего школьника, проводятся предметные недели.
С целью развития интереса к изучению русского языка и русской литературы, повышения языковой культуры, развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в период с 11.11.2024 г. по 16.11.2024 г. в нашей школе прошла неделя русского языка и русской литературы. Был оформлен стенд, на котором размещалась информация о предметной неделе, афоризмы и цитаты про русский язык и литературу «Язык всем знаниям и всей природе ключ».
Предметная неделя началась с выставки газет и плакатов «В гостях у русского языка и литературы», в которой приняли участие учащиеся 1 – 4 классов. Ребята использовали в своих работах интересные факты о русском языке и литературе, проявили свои творческие способности. Газеты и плакаты получились яркие, красочные, интересные и познавательные. Победителям были вручены дипломы.
В рамках предметной недели педагогами были проведены различные мероприятия, способствующие повышению мотивации учащихся к изучению данных предметов. В течение недели была представлена панорама открытых уроков и внеклассных мероприятий по русскому языку и русской литературе, где дети имели возможность проявить свои знания, узнать новую информацию, а педагоги смогли поделиться своими наработками и находками в области преподавания этих предметов.
На уроке литературного чтения «Развитие навыков слогового анализа и синтеза» с группой учащихся 2-х классов учитель-дефектолог Лавринович Татьяна Михайловна продолжила работу по обучению чтению. Со сказочным героем Чебурашкой учащиеся учились через игру определять количество и последовательность слогов в словах, дифференцировать слова различной слоговой структуры, работали с карточками и пословицами. Были использованы кинезиоупражнения и нейропсихологические упражнения, таблицы для расширения поля зрения. В течение урока у детей формировался навык самоконтроля.
Во 2 «А» классе учитель Панкова Наталья Петровна провела урок по учебному предмету «Русский язык» по теме «Непарные звонкие согласные звуки». В ходе урока учитель применяла различные формы работы, наглядный материал, а также игровые упражнения с использованием карточек “Найди пару”, «У зверей 4 лапы».
В 1 «В» классе на уроке русской литературы (литературного чтения) по теме «Звук [э], буквы Э, э» учитель начальных классов Шпаковская Наталья Александровна путешествовала с детьми по стране «Русский язык» и продолжила знакомство с жителями города Букв
На уроках русского языка в 4-х классах учителя Перепечина Нина Евгеньевна и Петрова Инесса Сергеевна обобщали с учащимися пройденный материал по частям речи «Разбор имени существительного как части речи. Склонение имени существительного в форме единственного и множественного числа» и «Имя прилагательное как часть речи».
Продемонстрировать свои знания по русскому языку имели возможность учащиеся 4 «Б» класса во время внеклассного мероприятия — интеллектуальной игры «Справочная служба русского языка», которую организовала для ребят учитель начальных классов Кузьмицкая Алла Васильевна. В течение 45 минут дети отвечали на поступающие в класс звонки от героев К.И.Чуковского, которые задавали разные вопросы по русскому языку.
Также воспитательное мероприятие провела учитель начальных классов Никифорова Елена Казимировна во 2 «Б» классе. Интеллектуальная игра «Знатоки русского языка» была проведена по мотивам сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева». Участниками игры были команды «Сосульки», «Снежинки», «Звездочки». Вместе с героиней сказки Гердой дети преодолевали препятствия в виде различных заданий по русскому языку, чтобы добраться до царства Снежной королевы, освободить мальчика Кая и растопить его ледяное сердце. С огромным интересом ребята выполняли задания, показывая свои знания по учебному предмету. Они учились работать сплоченно и слаженно в командах, проявляя чуткость, взаимопонимание, поддержку по отношению к своим одноклассникам. В конце мероприятия дети сложили одно большое сердце, согретое любовью к людям и русскому языку. Красота живого сердца победила красоту льда. Учащиеся преодолели пока недолгий, но трудный путь и получили в награду знания.
В результате проведения предметной недели учащиеся начальных классов смогли углубить свои знания о богатстве, выразительности, образности русского языка. Проведенные мероприятия и уроки показали заинтересованность учащихся в изучении предмета, способствовали повышению интереса к русскому языку и литературе, развивали грамотность и творческие способности учащихся.