Депрессия у детей

Цель:              Оказать помощь родителям в самообразовании                                               

Депрессия у детей, достаточно распространенное явление — результат стресса. Протекает она так же, как и у взрослых, часто маскируясь такими симптомами как нарушение поведения, гиперактивность, неуспеваемость в школе, колебания артериального давления, различные соматические симптомы.

Выделяют 10 симптомов детского стресса, которые могут перерасти в депрессию:

  1. Чувство собственной никчемности или вины. Ребенок чувствует, что не нужен семье и друзьям или же у него возникает стойкое впечатление, что «он затеряйся в толпе». Начинает ощущать неловкость, чувство вины в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. На вопросы отвечает стеснительно и односложно.
  2. Проблемы концентрации внимания и ухудшение памяти.

Ребенок часто забывает, о чем говорил несколько минут назад. Теряет нить беседы, как будто ему совсем неинтересен разговор. Трудно собирается с мыслями, школьный материал «в одно ухо влетает, из другого вылетает».

  1. Чрезмерная усталость и нарушения сна.

Постоянно чувствует себя уставшим, и, тем не менее, ему трудно заснуть. А утром — не поднять. «Сознательное» просыпание первого урока — один из самых частых видов протеста против школы.

  1. Боязнь тишины и/или шума.

Ребенку неприятно, когда его окружает тишина, поэтому он или непрерывно говорит, или, оставаясь в помещении один, обязательно включает громко музыку: или телевизор. Однако может быть противоположное явление: он болезненно реагирует на любой шум, вздрагивает от резких звуков.

  1. Нарушение аппетита.

Теряет интерес к пище, ест с уговорами даже прежде любимые блюда, или ест много, все без разбора.

  1. Раздражительность, вспыльчивость и arpeссивность

У ребенка снижается самоконтроль. В любой момент по самому незначительному поводу он может выйти из себя, вспылить, грубо ответить. Любое замечание взрослых встречаются в штыки.

  1. Бурная деятельность и/или пассивность.

Развивается лихорадочная активность: ребенок ерзает, все время что-то перекладывает или теребит. На месте не сидит ни минуты. «Движение ради движения».Нередко испытывая внутреннее беспокойство, в подростковом возрасте ребенок с головой погружается в деятельность, подсознательно стремясь забыться и переключиться. Но стресс может проявлять себя и обратным образом: ребенок упорно уклоняется от домашних дел и занят какими- то бесцельными вещами.

  1. Колебания настроения.

Периоды подъема легко сменяются злобным или плаксивым настроем. И так может быть по нескольку раз за день.

  1. Отсутствие или чрезмерное внимание к внешности.

Ребенок перестает интересоваться своей внешностью или до абсурда долго вертится перед зеркалом, по десять раз переодевается перед походом даже в магазин, садится на жесткую диету, чтобы только сбросить вес (опасность развития анорексии), — это тоже может быть вызвано стрессом.

  1. Замкнутость и нежелание общаться. Суицидальные мысли или попытки.

Пропадает интерес к сверстникам. Внимание со стороны окружающих вызывает раздражение. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку, часто просит сказать, что его нет дома. Появление суицидальных мыслей, угроз.

Как смягчить стресс у детей?

  • Подъем и зарядка.

Приучать ребенка к раннему утреннему подъему нужно постепенно. Как впрочем и к утренней зарядке, которую нужно делать вместе с ребенком — больше пользы и вам и ему! Постепенное приучение к новому ритму жизни поможет ребенку втянуться в учебный процесс, а физические нагрузки способствуют укреплению нервной системы.

  • Завтрак и сборы.

Собираться нужно с вечера. Только не берите эту обязанность полностью на себя — это забота ребенка. Можно напомнить и помочь, но собираться он должен сам. Чувство ответственности укрепляет самооценку.

Необходимо в обязательном порядке утром — это завтрак. Утренняя еда должна быть сытной и сбалансированной. Кроме всего прочего завтрак должен быть не только вкусным, но и полезным.

  • Еда с собой.

Давать ребенку с собой фрукты и бутылочку с негазированной минеральной водой. Это важно — обезвоживание опаснее для организма, чем даже голод. Кроме того, оно влияет на интенсивность мыслительного процесса.

  • Возвращение из школы.

Обед, если ребенок не ест в школе, должен обязательно включать суп. При этом насильно заставлять ребенка есть второе не стоит. Отложите еду на полдник.

Если ночного сна было недостаточно, то ребенок может поспать и днем, только недолго. После обеда можно также погулять — ребенку нужен свежий воздух и физическая активность. А вот сразу же садиться за уроки не стоит — организму нужен отдых. Оптимальное время для выполнения домашнего задания — с 16.00 до 17.00.

  • Помощь родителей.

Вы можете помочь ребенку выполнять домашнее задание в младших классах, но сидеть с ним постоянно не следует. Иначе он не сможет впоследствии работать самостоятельно. Будьте рядом, чтобы он мог попросить помощи, но не делайте что-то за него.

Следите за тем, чтобы ваше общение не сводилось только к проверке уроков.

Учеба — важно, но близкие отношения с ребенком важнее.

  • Сладких снов.

Детям 7-10 лет необходимо спать не менее 10-10,5 часов в сутки, а подросткам — не менее 8-9 часов. Хроническое недосыпание приводит к неврозу и снижению работоспособности.

Проветривайте комнату, не позволяйте слишком активные игры (в том числе и компьютерные) перед сном, ограничивайте просмотр телевизора. Лучший способ подготовки ко сну — ритуал, который может включать прогулку, спокойный разговор, чтение, рукоделие, а также обязательные гигиенические процедуры.

Старайтесь не ругать ребенка за оплошности в учебе. Убеждение, разъяснение сработают гораздо эффективнее.

Оптимизм и юмор — это тоже союзники в помощи ученику.

Кризисы развития неизбежны и через них проходят все люди в определенные периоды жизни, но все когда-нибудь заканчивается, и кризисы тоже.