Молодому педагогу

НАСТАВНИЧЕСТВО

Наставничество — обучение практическим навыкам новичков прямо на рабочем месте опытным, авторитетным, высококвалифицированным сотрудником.

  1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.
  2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.
  3. Изучите методические пособия к проведению урока.
  4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.
  5. Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть – урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.
  6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.
  7. Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.
  8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока – это будет вашим творчеством.
  9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
  10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.
  11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.
  12. Постарайтесь “примерить” свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки – это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.
  13. Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок – законченное целое, но он – звено всего учебного и воспитательного процесса.

Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

  1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

четко определить и сформулировать для себя его тему;

определить место темы в учебном курсе;

определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

  • Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
  • Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом “от простого к сложному”. Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;
  • задания, способствующие закреплению материала учеником.
  • Продумать “изюминку” урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

  • Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

  • Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

  • Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

  • Продумать задания на домего содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
  • Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

Что надо помнить, готовя конспект урока?

Конспект должен содержать три основные части:

  • формальную;
  • содержательную;
  • аналитическую.

Формальная часть:

Урок № __________

Тема:____________

Цель:____________

Задачи:обучающие:_____________

развивающие:__________________

воспитывающие:_______________

Оборудование:________________

Последовательность отдельных этапов урока.

Содержательная часть – состоит из двух частей:

1.тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

  • таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:
что делают этап урокаУченикиУчитель

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

Гностическая деятельность – это проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и эффективности.
Организаторская деятельность – это деятельность по обеспечению условий протекания педагогического процесса.
Проектировочная деятельность – это определение цели, задач, содержания педагогического процесса это замысел его протекания.
Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития).
Педагогическая технология – это организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой.
План – заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
Форма педагогического процесса – это внешний вид, устройство педагогического процесса.
Метод – это основной способ взаимодействия учителя и учащегося, направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.
Прием – это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода.
Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.
Задача – конкретное выражение цели.
Модель – образец (эталон, стандарт).
Концепция – совокупность ведущих идей, теоретических положений для освещения каких-либо видов деятельности, явлений.
Функциональная грамотность – умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности.
Функции образовательного процесса – образовательная, развивающая, воспитательная.
Инновация – новообразование, обновление (появление новых форм или элементов чего- либо).
Новаторство – деятельность по внесению и осуществлению новых, прогрессивных идей, приемов в педагогическом процессе.
Творчество – оригинальное, высокоэффективное решение задач педагогического процесса.
Учитель – лицо, занимающееся   преподаванием какого-нибудь предмета в школе.
Педагог – человек, профессионально занимающийся преподавательской деятельностью и воспитательной работой.
Требования к учителю – деловые качества, свойства личности, педагогическое мастерство.
Деловые качества – целеустремленность, организованность, требовательность, конкретность и деловитость в работе, последовательность и настойчивость в ней.
Свойства личности – гражданская позиция, моральная чистота, принципиальность, любовь к детям и педагогическому труду, педагогический такт, педагогический оптимизм, творческий подход к целям воспитания.
Педагогическая техника – форма организации поведения учителя.
Развитие – поступательное движение, переход от старого к новому, процесс смены низших ступеней высшими.
Формирование – становление личности под воздействием различных факторов, результат на данный момент.
Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.
Объект – тот, на кого направлены мысли и действия.
Субъект – тот, кто познает, мыслит, действует.
Педагогика – наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс.
Искусство (педагогическое) – высокая степень педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты.
Педагогические убеждения – совокупность педагогических знаний, осмысленных учителем, принятых им как истинные, вызывающие уверенность в правильности своих решений и готовность действовать в соответствии с ними.
Знания – понимание и сохранение в памяти фактов науки и вытекающих из них выводов, теорий, законов и других теоретических обобщений.
Умение – владение способами применять усвоенные знания на практике.
Педагогические умения 
– гностические – умение анализировать содержание и способы воздействия на учеников, анализировать собственную деятельность и своих учеников, умение определить и сформулировать цель, определить состав, взаимодействие средств и условия достижения цели.
– проектировочные – умение планировать педагогическую деятельность, предвидеть ее ход и способы реализации;
– организаторские – умение мобилизовать учащихся на нужное дело, координировать свои действия и действия своих учеников;
– коммуникативные – умение общаться с людьми, владеть нормами современного литературного языка, точностью, образностью словоупотребления, эмоциональностью речи;
–  прикладные – умение рисовать, оформлять, петь и т. д.
–  мотивационные – умение развивать способности учащихся, формировать у них рациональные приемы учебной деятельности, умение учитывать личностные свойства учеников;
–  контрольно-аналитические – умение определять объект контроля и анализа, определять адекватные формы и методы контроля и анализа, умение разрабатывать инструментарий контроля и анализа, осуществлять обработку и систематизацию данных, оценивать результаты и процесс учения; оценивать результаты и процесс учения на основе «нормативного», «сопоставительного» и «личностного» сравнения, умение определять ситуации успеха и проблемы процесса обучения, их причины;
–  адаптационные – умение варьировать содержанием учебной дисциплины, формами и приемами обучения, умение импровизировать в неожиданной ситуации, быть адекватным сложившейся учебной ситуации;
–  предметные – целостное владение содержанием учебной дисциплины, частных методик, умение структурировать и интегрировать содержание обучения и воспитания, владеть собственно предметными умениями.
Игра – свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений.
Игра деловая – метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений проектирования, исследовании. Виды: управленческие, исследовательские, учебные, производственные.
Мониторинг – форма организации исследований, обеспечивающая непрерывное поступление информации о том или ином объекте.
Планирование – функция управления, включающая в себя разработку плана на основе достоверной информации, а также процесс реализации намеченных мероприятий и контроль за их выполнением.
Психосберегающие технологии – совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, в котором выполняются, как минимум, четыре требования:
– учет индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типы памяти и т. д.
– недопускание чрезмерной, интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки;
– обеспечение морально – психологического климата в коллективе, поддержание и укрепление психического здоровья детей;
– обучение средством психической самозащиты.
Самостоятельная работа – метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебные задачи, проявляя усилие и активность. (Л. Жарова)
Самостоятельная работа учащихся – это осуществление познавательной деятельности без непосредственной помощи и контроля учителя (Л. Границкая)
Управление – целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата.
Преемственность – установление необходимой связи и правильного соотношения между частями на разных ступенях обучения.
Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Качество образования – соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результат) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.
Педагогические диагностики – количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений с помощью специально разработанных научных методов.
Эффективность процесса – результативность, полученная в ходе достижения цели.
Действенность процесса – получение продуктивного результата, который обязательно используется в другом процессе, в другом действии, кроме данного.
Менеджмент – специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека (Ю. Конаржевский).
Адаптивная система обучения – это комплексная система управления обучением, которая гарантирует адаптацию к индивидуальным особенностям учащегося.
Присутствие технологии заявляет о себе:
– целеполаганием, четкой системой соподчиненных целей;
– заданностью общего результата;
– прогностичностью, предсказуемостью результатов;
– вариативностью способов организации процесса, возможностью выбора способа;
– возможностью индивидуального процесса обучения по темпу, уровню усвоения, сложности задания, т. е. обеспечение индивидуальной зоны ближайшего развития;
– постоянной обратной связью, имеющей  нетравмирующий  коррекционный характер;
– целостностью и завершенностью педагогического процесса.
Обученность – уровень овладения  ЗУНами, способами деятельности.
Обучаемость – группа качеств личности, обеспечивающая овладение знаниями и развитие, способность к научению.
Креативность – способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, целенаправленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Фромм.)
Креативность – способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.
Тест – задания, дающие возможность быстро выявить и оценить степень развития определенных психологических качеств, а также уровень знаний, умений и навыков.
Рефлексия – способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать и оценивать собственную деятельность.
Развивающее обучение – обучение, в котором развитие личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а служит непосредственной целью и результатом всего процесса.
Парадигма – исходная концептуальная идея, модель постановки и решения проблем.
Отметка – качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников.
Оценка  суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся.
Концепция – определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности.
Педагогическая компетентность – знания и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания.
Индивидуальное обучение – форма организации обучения, предусматривающая работу педагога с каждым отдельным учеником.
Индивидуализация обучения – такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого.
Адаптация – приспособление к жизненной среде с целью выживания и преодоления ограниченной этой среды для осуществления программы саморазвития и самообеспечения.
Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы. Синоним научного исследования вообще. Метод исследования, который позволяет разложить изучаемые педагогикой объекты на единицы, части, дает возможность рассматривать педагогические принципы и явления в их развитии, устанавливать сложные связи между ними, открывать закономерности обучения и воспитания, прогнозировать ситуации.
Изучить – научно исследовать, познать, внимательно наблюдая.
Обобщить – сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении.
Распространить – сделать доступным, известным для многих.
Внедрить – ввести, укрепить в чем-нибудь.
Гипотеза – (от греческого – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
Эксперимент – (от лат. – проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления общества.
Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.
Гистограмма – столбчатая диаграмма, вид графического изображения количественного распределения по какому- либо признаку, обычно представляет собой совокупность смежных прямоугольников, построенных на одной прямой.
Толерантность – 1. устойчивость, невосприимчивость; 2. терпимое отношение к людям или событиям.
ДРК – дни диагностики, регулирования и коррекции, проводимые в школах с целью рационализации процессов управления.
Контроль – это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть, это проверка того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами.
Образовательная среда – совокупность специально организованных условий, процессов и социальных взаимодействий, оказывающих обучающее и воспитывающее влияние на личность.
Обратная связь – это передача информации между взаимодействующими участниками педагогического процесса, это причинно-следственная детерминация действия каждого из них.
Ранжирование – способ оценки какой-либо величины, когда ее значению приписывается место в последовательности величин, определяемое при помощи порядковой шкалы.
Рейтинг – оценивание и нормирование информации об определенном субъекте процессов, явлений в образовательной системе.
Маркетинг –  (англ. markeming) – система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых ими товаров.
Культура – уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности (культура труда, культура речи…) – степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо.
Методическая культура – система идеалов, ценностей, норм, обеспечивающая ориентацию в конкретной педагогической деятельности (идеологический ярус).
Методическая культура – освоенная учителем система содержания, способов, форм педагогической деятельности, степень развития индивидуальных способностей учителя, актуальных для педагогической деятельности.
Система педагогических методов – это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.
Формы организации обучения (организационные формы)– это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся (обучаемого и обучающегося), осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям – количеству обучаемых, месту обучения, продолжительности учебных занятий и т.д.
Профессиональное объединение педагогов – это самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа учителей, психологов, членов администрации, приглашенных специалистов, признанная решать те или иные задачи школы, членов объединения.
Методическое объединение –  это форма учительского сообщества, наиболее давняя и традиционно существующая, организующая методическую работу с педкадрами во всех ее проявлениях.
Кафедра – это профессиональное объединение педагогов, которое представляет собой творческие сообщества преподавателей одного или смежных предметов, которые, кроме собственной педагогической, ведут еще и научно-исследовательскую работу по своему профилю.

Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период. (В.И. Зверева)
методическая работа – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства педагогов школы. (М.М. Поташник)
методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. (Н.В. Немова).
Методическая работа – это особый вид педагогической и исследовательской деятельности как самих учителей так и руководителей школы, который не нужно путать или отождествлять ни с деятельностью по управлению школой, ни с инновационной деятельностью по разработке и введению новшеств с педагогической – по обучению и воспитанию школьников.
Непрерывное образование – это повышение квалификации, которое осуществляется на протяжении всей трудовой деятельности в целях последовательного расширения и углубления знаний.

ЛИТЕРАТУРА
1.    Загвязинский В.И. Теория обучения. Современные интерпретации. – М.; 2001
2.    Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.; 1999
3.    Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления. – М.; 2002
4.    Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М.; 1998
5.    Третьяков П.И. Регион: управление образованием по результатам. – М.; 2001
6.    Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школ. – М.; 2001
7.    Ж. Завуч, 37, 2000 год

Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы образовательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.

Урок – звено хорошо продуманной системы работы учителя, на котором решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Современный урок –  это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ (Ю.А. Конаржевский).

Современный урок — ограниченный во времени период времени, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха педагога и обучающегося.

Признаки современного урока:

  • главная цель – развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;
  • на уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению;
  • на уроке реализуются идеи гуманизации образования;
  • на уроке реализуется деятельностный подход к обучению;
  • организация урока динамична и вариативна;
  • на уроке используются современные педагогические технологии.

УЧЕСТЬ:

Учет особенностей учащихся класса:

– успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.п.);
–отношение к предмету;
– темп работы;
– сформированность учебных умений;
– общая подготовленность;
– отношение к разным видам учебной деятельности;
– отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;
– общая дисциплина.

Учет своих индивидуальных особенностей:

– тип нервной системы;
– коммуникативность;
– эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;
– управление восприятием нового учебного материала;
– умение преодолеть плохое настроение;
– уверенность в своих знаниях, умениях;
– наличие умения импровизировать;
– умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе аудио- и видеотехникой, компьютером и презентационным оборудованием

СДЕЛАТЬ:

1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Ознакомиться с их содержанием.
3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.
4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.
5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.
6. Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик в ходе занятия, знать и уметь после него.
7. Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке ребята.
8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.
9. Записать предусматриваемый ход урока в план занятия и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного

ПОМНИТЬ:

1. Надо быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести их к намеченным целям.
2. Надо быть доброжелательным, не оскорблять детей, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знают, не понимают, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
4. Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как ребята их поняли.
5. Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания – сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
6. Помнить, что показателями внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
7. Экономить время, начинать и заканчивать урок со звонком, не допускать длинных сентенций, «проработок» отдельных учеников.
8. Предъявленное требование следует обязательно реализовать. Ни одно из них на уроке не нужно декларировать.
9. Поддерживать интенсивный, но посильный для большинства темп занятия.
10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность

Правила планирования урока:

  1. Выбираем точные цели на каждое занятие.
  2. Определяем содержание обучения.
  3. Определяем долю самостоятельной работы учеников.
  4. Определяем долю своего участия в реализации целей.

Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение.

От Я.А.Коменского и И.Ф.Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока:

  1. подготовка к усвоению новых знаний;
  2. усвоение новых знаний, умений;
  3. закрепление и систематизация знаний и умений;
  4. применение на практике.

Современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель свободен в выборе структуры урока, но она должна способствовать высокой результативности обучения, воспитания и развития.

Максимальный набор этапов урока:

– организационный этап;

– этап проверки домашнего задания;

– этап актуализации субъективного опыта учащихся;

– этап изучения новых знаний и способов деятельности;

– этап первичной проверки понимания изученного;

– этап закрепления изученного;

– этап применения изученного;

– этап обобщения и систематизации;

– этап контроля и самоконтроля;

– этап коррекции;

– этап информации о домашнем задании;

– этап подведения итогов учебного занятия;

– рефлексия.

ЭтапыДидактические задачиПоказатели реальных результатов решения задач
I. Организация начала урокаПодготовка учащихся к работе на урокеПолная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм
II. Проверка выполнения домашнего заданияУстановление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекцияОптимальность сочетания контроля, самоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов
III. Подготовка к основному этапу урокаОбеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно- познавательной деятельности (УПД), актуализации опорных знаний и уменийГотовность учащихся к активной УПД на основе опорных знаний
IV. Усвоение новых знании и способов деятельностиОбеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов деятельности, связей и отношений в объекте изученияАктивные действия учащихся с объектов изучения, максимальное использование самостоятельности и добывания знаний и овладение способами деятельности
V. Первичная проверка знанийУстановление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, неверных представлений и их коррекцияПонимание сущности усваиваемых знании и способов деятельности на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся
VI. Закрепление знаний и способов деятельностиОбеспечение усвоения знаний и способов деятельности на уровне применения в измененной ситуацииСамостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации
VII. Обобщение и систематизация знанийФормирование целостной системы опорных знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идейАктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых знаний
VIII. Контроль и самопроверка знанийВыявление качества и уровня овладения знаниями и способами деятельности, обеспечение их коррекцииПолучение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения
IX. Подведение итогов урокаПровести анализ и оценить успешность достижения цели; наметить перспективу последующей работыАдекватность самооценки учащихся оценке учителя. Получение учащимися информации о РР учения
X. РефлексияМобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивация, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничестваОткрытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценка. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества
XI. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполненииОбеспечение понимания целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих знанийРеализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их развития

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

Некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного урока:

  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
  • объем и прочность познавательной информации, полученной учащимися;
  • формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;
  • вклад в формирование личностных качеств учащегося, и в первую очередь самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;
  • высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

Результативность урока достигается экономным и целесообразным расходованием времени урока, применением разнообразного арсенала методов и средств обучения. Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, главными из которых, по мнению Л.Н. Толстого, являются «любовь к делу и любовь к ученикам».

СТРУКТУРА УРОКА.

В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.

Рациональную структуру урока обеспечивают:

– комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

– выделение в содержании урока и темы главного, существенного;

– определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

– выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

– дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;

– создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

Активизация познавательной деятельности учащихся

Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося. Для реализации этого важнейшего принципа обучения в последние годы созданы новые программы и учебники, трактующие учебный материал на уровне обобщений и глубокого проникновения в сущность явлений, ведутся поиски методов обучения, которые усиливали бы активизирующее влияние на процесс обучения (развивающие и проблемные методы, самостоятельные работы, творческие задания и т. д.).

Учащиеся могут привлекаться к учительским функциям. В классе появились помощники учителя: ассистенты, лаборанты, информаторы, консультанты, киновидеодемонстраторы.

Задача учителя — создать благоприятные условия в классе для коллективной работы. В системе «актив — класс» в процесс обучения включается обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с товарищами, идет активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Каждый учащийся учится и учит, подчиняется и руководит.

Дидактическая структура учебного материала

Наиболее действенным способом активизации мышления учащихся является проблемное построение урока, в основе которого лежит проблемная ситуация — возникновение в сознании вопроса и потребности получить ответ на него.

Схема обучения с помощью проблемной ситуации:

  • название этапа
  • суть этапа
  • приём учебной работы
  • Осознание проблемы, вскрытие противоречия
  • Формулирование гипотезы
  • Доказательство гипотезы
  • Общий вывод
  • обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе
  • обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа
  • доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения
  • обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием
  • установление причинно-следственных связей, нахождение разрыва в связях
  • выдвижение гипотезы
  • установление причинно-следственных связей

В создании проблемных ситуаций определяющую роль играет учитель. Могут быть привлечены пособия, задачники, дидактические материалы с перечнями проблем-заданий, но проблемная ситуация — это особое психологическое состояние учащегося, для создания которого необходим учет целого ряда факторов индивидуально-личностного характера. Учитель, умеющий учитывать эти факторы, создавать проблемные ситуации в головах учащихся, не только сообщает им знания, но и развивает их творческие способности.

Самостоятельность и творчество в учебной деятельности

Увеличение роли самостоятельной работы учащихся в учебном процессе подразумевает решение, как минимум, трех взаимосвязанных задач:

  • создать такие педагогические условия, при которых учащиеся с необходимостью занимались бы самостоятельной работой;
  • научить учащихся рациональным приемам такой работы;
  • научить самостоятельному применению полученных знаний в учебной и практической деятельности.

Успешное решение этих задач возможно лишь на основе тщательно продуманной системы самостоятельных работ учащихся, в которой четко определены задачи и место в учебном процессе каждого вида самостоятельных работ, их связи с другими методами обучения. В учебном процессе применяются следующие виды самостоятельной работы: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы решения физических и математических задач; лабораторно-практические работы; фронтальный эксперимент с элементами исследования; работа с раздаточным материалом; наблюдения за опытами, демонстрируемыми учителем, и умозаключения из них и др.

Учебно-методический комплекс

Современный урок — это взаимодействие учителей и учащихся с комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, методических материалов, составляющих единую дидактическую систему. Наилучшие условия для этого предоставляются предметным учебным документам.

Учебный кабинет должен содержать три основных подструктуры: учебное оборудование, методическое оснащение и средства управления.

Во-первых, в учебном кабинете сосредотачиваются учебное оборудование и приборы, рисованные пособия, которые составляют внутреннее содержание кабинета.

Во-вторых, чтобы это богатство и разнообразие учебного оборудования привести в действие, необходим целый комплекс приспособлений и устройств, начиная от рабочих мест учителя и учащихся до технических средств обучения. Все это называется средствами управления учебным процессом.

В-третьих, при большом и сложном оснащении кабинета и при современных требованиях к учебному процессу учитель не может обойтись без организованной справочно-методической службы.

Основное требование к оформлению кабинета — создать атмосферу предмета. Этому помогает правильно и эстетично оформленная экспозиция. Ее постоянная часть — портреты ученых, инструкции, справочные таблицы; сменная — материалы текущих тем и вопросов (стенды «Учись учиться», «Играем — повторяем», «Готовимся к олимпиаде» и т.п.)

Основные требования к современному уроку

Общедидактические требования к уроку

Цели: обучающие, развивающие, воспитательные.

Содержание: объем и структура материала; актуализация опорных знаний, умений, навыков; изложение нового материала; закрепление.

Обучение: доступность; проблемность; индивидуальный и дифференцированный подход; наглядность и технические средства обучения; связи с другими сферами.

Учение: работа в зоне ближайшего развития; активность; самостоятельность; творчество, поиск; общеучебные умения.

Контроль  проверка домашнего задания и оценка: текущая обратная связь; оценивание; качество знаний, умений и навыков учащихся; качество самостоятельных умственных действий учащихся.

 Психологические и этические требования к уроку

Установите контакт в общении с учащимися! В этом вам помогут:

  • собранность и внимательность, самообладание и постоянный контроль над собой, бодрость духа и оптимизм, умение управлять своим настроением;
  • высокая требовательность, сочетающаяся с доброжелательностью, справедливостью и уважением личности учащегося, соблюдение педагогического такта;
  • организация внимания учащихся, учет их возрастных и индивидуальных особенностей, создание на уроке положительной эмоциональной обстановки.

 Гигиенические требования к уроку

Обеспечьте соответствующий температурный режим, проветривание класса, чистоту воздуха, надлежащие нормы освещения, правильную посадку учащихся.

Старайтесь предупредить умственное и физическое переутомление учащихся исключением однообразия в учебной работе, чередованием слушания учащимися изложения материала с выполнением ими практических, графических, вычислительных и других заданий.

Всегда помните, что основной предпосылкой реализации требований к уроку, условием его эффективности являются профессиональная квалификация учителя, его интеллектуальный, нравственный и культурный облик, формируемый на основе непрерывного самообразования.

Организационные требования к уроку

Четкость, рациональное использование времени урока — путь к успеху!

Отличия хорошо продуманного урока:

  • организационная четкость, рациональное использование всего времени урока;
  • четкая постановка учебной цели, ясная формулировка темы и конкретных задач урока;
  • гибкая, но вместе с тем четкая структура, соответствующая цели, содержанию и методам проведения урока, использование различных типов уроков (урок усвоения знаний, формирования навыков и умений, применения знаний, умений и навыков, обобщения, систематизации знаний, проверки знаний, умений и навыков, комбинированный урок).

Требования к проведению практического занятия

Цели по овладению умениями

Структура (соотношение частей)

Инструктаж как ориентировочная основа действий: постановка целей; теоретических оснований; преподнесение плана и алгоритмов; готовности.

Практическая работа:

– организация начала и завершения работы

– дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся

– самостоятельность

– текущий контроль и самоконтроль

– обеспечение рабочего места

– обработка и подготовка результата

Анализ результатов работы: степень выполнения работы; итоговый контроль (анализ работы); соблюдение нормативных условий; обобщенное подведение итогов.

  1. Проведение диагностики.
  2. Изучение нормативных требований и методических рекомендации к уроку.
  3. Определение типа и места урока в учебном блоке.
  4. Определение обучающей цели и отбор учебного содержания.

Цель – это планируемый результат деятельности.

Способы постановки целей:

Обучающая цель урока: владение учащимися следующими умениями…

Обучающая цель урока: предполагается (или планируется), что к окончанию урока ученики будут знать… и уметь… (далее перечисляются соответствующие знания и действия: выделять, находить, устанавливать причинно-следственную связь между… и т.п.)

Обучающая цель урока: планируется, что на выходе с урока учащиеся смогут верно выполнить следующий тест и (или) проверочную работу (и далее приводится тест или ссылка на место его нахождения: книга, приложение).

Обучающие цели определяются на основе раздела программы: «Учащиеся должны знать…, учащиеся должны уметь…» с учетом результатов диагностики усвоения опорных знаний учащихся.

  • Постановка задачи личностного развития учащихся и планирование ситуации развивающего типа.

Формулировки задач рекомендуется начинать приведенными клише: содействовать, способствовать, создать условия и др. Не рекомендуется употреблять глаголы воспитывать, формировать, поскольку в этих словах ощущается стремление к некоторому насилию над учеником. (Правильно: содействовать формированию умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи; организовать ситуацию выбора и воспитания у учащихся ответственного отношения к учебе.)

  • Прогнозирование предстоящего занятия. Критериев выбора варианта более эффективного урока:
  • позволит ли этот вариант достичь цели за 45 минут;
  • позволяет ли данный вариант учесть индивидуальные особенности учащихся;
  • будут ли активны учащиеся;
  • имеются ли соответствующие средства обучения;
  • смогу ли я в конце видеть, достигнута ли его цель?
  • прогнозирование позволяет внести возможные коррективы в цели, задачи и содержание урока.
    • Определение последовательности и планирование результатов этапов урока.

Для определения этапов урока могут быть приняты различные основания:

  • структура той или иной школьной технологии
  • авторское видение этапности урока.

Для каждого этапа важно определить его продолжительность в минутах, полезно прописать его ожидаемые результаты и соответствующие задачи учителя.

  • Выбор методов и форм. Методы имеют внешнее выражение (оформление) в формах обучения (индивидуальная, в парах, групповая, коллективная, фронтальная) и в формах организации обучения (лекция, семинар, экскурсия, практикум и т.п.).

Выбор форм обуславливается целями и задачами урока, а также избранными методами.

  • Подбор средств обучения. Средства обучения необходимо отбирать согласно целям и задачам урока, содержанию, методам обучения и особенностям учащихся. Важно учитывать, умеют ли учащиеся пользоваться выбранными средствами обучения.
  • Составление технологической карты урока.

Возможные варианты технологической карты:

В виде таблицы

В виде текста

Сочетание двух вариантов

Вариант 1. Технологическая карта в виде таблицы:

Класс:

Дата:

Тема урока:

Обучающая цель:

Названия этапов урока и их продолжи­тельностьОжидаемые результаты этаповЗадачи учителя на этапахОсваимое учениками содержаниеДеятельность учителяДеятельность учащихсяОборудование и учебные материалы

Вариант 2. Технологическая карта в виде текста

Класс:

Дата:

Тема урока: Обучающая цель:

Задачи воспитания и развития учащихся:

Ход урока

1-й этап урока: (название)

Продолжительность:

Ожидаемый результат:

Задачи учителя на этапе:

Какой материал, способы деятельности будут осваивать ученики: Деятельность учащихся: Деятельность учителя: Оборудование и учебные материалы:

2-й этап урока: (название)

Продолжительность:

Ожидаемый результат:

Задачи учителя на этапе:

Какой материал, способы деятельности будут осваивать ученики: Деятельность учащихся: Деятельность учителя: Оборудование и учебные материалы:

3-й этап урока: (название) Продолжительность: Ожидаемый результат: Задачи учителя на этапе:

Какой материал, способы деятельности будут осваивать ученики: Деятельность учащихся: Деятельность учителя: Оборудование и учебные материалы:

В обоих случаях приложением к технологической карте урока являются учебные материалы: ориентировочные карты, задания, тесты, тексты и др.

  1. Установление обратной связи. Обратная связь является ядром оценки и нужна дня:
  2. Установления степени соответствия полученных результатов сформулированной цели;
  3. Обнаружения учащимися своих успехов и проблем;
  4. Поддержания высокой учебной мотивации

Урок без обратной связи не позволяет учителю и учащимся видеть и осознавать, как идет образовательный процесс. Возможные варианты организации обратной связи:

  • Каждый из учащихся говорит или пишет о том, достиг ли он цели, в чем ее пока не достиг;
  • Учащиеся выполняют тест и сравнивают свои ответы с эталонами, организуется обсуждение результатов и коррекция;
  • Учащиеся сравнивают свою деятельность и ее результаты с критериями (эталонами, образцами правильных ответов), которые предложены учителем или выработаны совместно. Применение именно этих средств позволяет учащимся видеть свои достижения и пробелы.

Деятельность учителя по обеспечению обратной связи осуществляется на трех этапах:

  • планирование урока (учитель с учетом результатов диагностики достигнутого учащимися уровня владения учебным материалом и их познавательных возможностей определяет обучающую цель как ожидаемый образовательный результат)
  • в процессе проведения занятия учащемуся важно видеть на каждом этапе свое продвижение, соотносить то, что он делает и как это делает, с нормами, образцами, эталонами. Это создает ситуацию успеха, мотивирует учащихся на продолжение деятельности.
  • на этапе анализа урока учителем. Он соотносит замысел урока с его реализацией, отбрасывает то, что было неудачным, достраивает урок недостающими элементами.
    • Определение содержания домашнего задания учащимся и способа его предъявления. Определить содержание домашнего задания можно только после обратной связи на самом уроке. Задание должно фокусироваться на достижениях и проблемах учащихся, выявленных посредством обратной связи. Оно должно быть посильным для учащихся, находиться в «зоне их ближайшего развития». Для незамотивированных учащихся важно сделать его привлекательным и интересным.
    • Самоанализ урока.

Требования к познавательному аспекту целеполагания

  1. Владение учителем умением продемонстрировать учащимся то, чему они должны научиться, чтобы они могли делать то, чему их учат.
  2. Научить овладеть алгоритмом самостоятельного добывания знаний.
  3. Сформировать навыки безошибочно выполняемых действий, доведенных многократным повторением до автоматизма.
  4. Сформировать умения на основе имеющихся знаний и автоматизированных навыков для успешного выполнения учебного действия в новой учебной ситуации.

Рекомендации по выбору и формулированию образовательных задач урока

  • Способствовать усвоению следующих понятий, законов, правил, процессов, явлений и т. д.
  • Способствовать формированию навыков взаимоконтроля, самоконтроля.
  • Обеспечить усвоение основных знаний, входящих в содержание темы урока.
  • Продолжить формирование следующих умений и навыков по…
  • Закрепить специальные умения и навыки работы в рамках данной темы…
  • Закрепить общеучебные умения и навыки работы с книгой, с таблицей, схемой в рамках данной темы, урока …
  • Использовать особенности данного урока для закрепления умений и навыков письменной и устной речи…
  • Обучать умению ставить вопросы по теме урока, по обсуждаемой проблеме …
  • Осуществлять контроль степени сформированное следующих знаний и основных умений, навыков в рамках темы…
  • Способствовать формированию умения практически применять полученные знания в учебной ситуации.

Требования к развивающему аспекту целеполагания

  1. Развитие речи
  2. обогащение и усложнение словарного запаса учащихся;
  3. усложнение смысловой функции речи учащихся;
  4. усиление коммуникативных свойств речи учащихся;
  5. овладение учащимися способами выражения осмысленного отношения к прочитанному и изученному учебному материалу (владение специальными терминами, формулами + умение вести полемику в рамках изученного материала).
  6. Развитие мышления Создавать условия для:
  7. обучения анализу изучаемого материала;
  8. обучения выделять главное в изучаемом материале;
  9. обучения сравнивать изученный ранее материал с изучаемым в настоящее время;
  10. обучения строить аналогии по ранее изученному материалу;
  11. обучения обобщать и систематизировать изучаемый материал;
  12. обучения доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, схемы, формулы;
  13. обучения ставить проблему и разрешать ее самостоятельно или в группе, в паре, коллективно.

Рекомендации по выбору и формулированию развивающих задач урока

  1. Способствовать реализации задачи развития у школьников умения:
  2. выделять главное и существенное в изучаемом материале по теме…
  3. ставить вопросы и отвечать на них в изучаемом материале по теме…
  4. Средствами учебной работы в рамках изучаемой темы развивать мыслительные операции учащихся:
  5. сравнивать и обобщать изучаемый материал;
  6. делать общие и частные выводы;
  7. формулировать правило, закон;
  8. анализировать и синтезировать, критически осмысливать изучаемый материал, умение находить ошибочные суждения и корректировать их.
  9. Способствовать развитию памяти и внимания, воображения, формированию культуры речевого высказывания.
  10. Способствовать формированию глубины и полноты мыслительной работы учащихся в рамках данной темы.
  11. Развивать умение работать по плану в рамках отведенного времени.
  12. Способствовать развитию умений практически применять полученные теоретические знания и умения.
  13. Для профилактики утомляемости использовать…
  14. Для формирования культуры речи в рамках изучаемой темы использовать…
  15. В целях развития кругозора, познавательного интереса учащихся стимулировать проявление творческой инициативы и исследовательских способностей, потребности высказывать свои предположения, гипотезы, мнение.

Требования к воспитывающему аспекту целеполагания

Воспитывающее обучение – это обучение формирования отношений.

  • отношение к другим людям;
  • отношение к самому себе;
  • отношение к обществу и коллективу, членами которого они являются.

Качества, воспитываемые через систему отношений:

  • трудолюбие, стремление выполнять учебную работу качественно, аккуратность и обязательность;
  • бережное отношение к учебному имуществу и учебным пособиям, книгам, тетрадям, ПК;
  • дисциплинированность, работоспособность, сосредоточенность;
  • умение работать в группе, коллективе, озабоченность неудачами своих одноклассников, радость сопереживания успехам сверстников, чувство собственного достоинства, деликатность и доброта.

Рекомендации по выбору и формулированию воспитывающих задач урока

  • В целях решения задач физического воспитания, развития трудоспособности, профилактики утомляемости провести физкультминутку, зарядку для глаз и т. Д.
  • В целях решения задач эстетического воспитания способствовать формированию эстетического вкуса, правил и норм этического поведения и т.д.
  • В целях воспитания у школьников культуры общения способствовать формированию умения работать в команде, сообща решать учебные проблемы, терпимо относиться друг к другу, радоваться успехам своим и товарищей
  • В целях воспитания волевых качеств личности в ходе урока обратить внимание на умение учащихся работать сосредоточенно в течение длительного времени, формирование усидчивости, ответственности и обязательности за качественное выполнение учебного задания
  • Средствами данного урока влиять на усвоение нравственных норм и правил, поведенческой культуры учащихся
  • В целях развития кругозора, познавательного интереса учащихся стимулировать проявление творческой инициативы и исследовательских способностей, потребности высказывать свои предположения, гипотезы, мнение.
  • Способствовать проявлению эмпатии в ходе совместной деятельности, желания сотворчества и сотрудничества, потребности работать совместно.
  • Способствовать проявлению интереса и потребности работать в команде, проявлять свои личностные индивидуальные качества в совместной работе.

1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Структура урока изучения нового материала: 
1. Организационный момент.
2. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.
3. Указание на то, что учащиеся должны запомнить.
4. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.
5. Сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными материалами, смысловая группировка и т.п.).
6. Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.
7. Контроль результатов первичного запоминания.
8. Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями.
9. Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.
10. Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
11. Задание на дом.
12. Итог урока.
   

 Структура урока формирования умений и навыков: 
1.Организационный момент.
2. Повторение сформированных умений и навыков (опорных).
3. Проведение проверочных упражнений.
4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.
5. Упражнения на их освоение.
6. Упражнения на их закрепление.
7. Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции.
8. Упражнения на перенос в сходную ситуацию.
9. Упражнения творческого характера.
10. Задание на дом.
11. Итог урока.

      Структура урока закрепления: 
1. Организационный момент.
2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
3. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений.
4. Проверка выполнения работ.
5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
6. Задание на дом (если это необходимо).
7. Итог урока.
   

Структура урока повторения: 
1. Организационный момент.
2. Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач.
3. Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной)1.
4. Подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке.
5. Задание на дом.
6. Итог урока.

    Структура урока проверки знаний: 
1. Организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала.
2. Постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими при выполнении работы. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы.
3. Изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.
4. Подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок).
5. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

    Структура повторительно-обобщающего урока: 
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока.
3. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.
4. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).
5. Формулирование выводов по изученному материалу.
6. Оценка результатов урока.
7. Подведение итогов.
8. Задание на дом (не всегда).

Структура урока применения знаний, умений и навыков: 
1. Организация начала урока.
2. Сообщение темы урока и его задач.
3. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.
4. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии.
5. Упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях.
6. Творческое применение знаний и умений.
7. Упражнение по отработке навыков.
8. Домашнее задание.
9. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы. Системы уроков учителей-новаторов.

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ)

«ВЕСНІК АДУКАЦЫІ» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ)

ЕЖЕКВАРТАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ)

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (HTTP://E-ASVETA.ADU.BY/)

27 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ПРОДВИНУТОГО УЧИТЕЛЯ

МАСТЕРСКАЯ МАРИНЫ КУРВИТС

СБОРНИК “ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ” (БИБЛИОТЕКА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА. МБОУ «СОШ №2» Г.ЮГОРСК)

HTTP://WWW.INTER-PEDAGOGIKA.RU/ – INTER-ПЕДАГОГИКА

HTTPS://BIO.1SEPT.RU/BIOARCHIVE.PHP – УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ

УРОК.РФ — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ШКОЛЬНОГО, ДОШКОЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

1СЕНТЯБРЯ.РФ — ИЗВЕСТНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ПРЕДЛАГАЕТ УЧИТЕЛЯМ БОЛЕЕ ДЕСЯТКА УНИКАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: ФЕСТИВАЛЬ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК, КОНКУРСЫ, КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ВЕБИНАРЫ, ОНЛАЙН-ВЫСТАВКИ

SCHOOL-COLLECTION.EDU.RU — ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

INTERNETUROK.RU — ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ПО ВСЕМ ПРЕДМЕТАМ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, СОДЕРЖАТ ТЕСТЫ, ТРЕНАЖЕРЫ И КОНСПЕКТЫ. УЧИТЕЛЬ НАЙДЕТ ГОТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКА, МОЖЕТ ПОСЛУШАТЬ ВИДЕОЛЕКЦИИ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

МЕДИАТЕКА «ПРОСВЕЩЕНИЯ»— ЭТО ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ ИЗДАТЕЛЬСТВА, А ТАКЖЕ ДОСТУП К ДРУГИМ ПОЛЕЗНЫМ МАТЕРИАЛАМ: РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ, МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЯМ, КУРСАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ИНТЕРАКТИВНЫМ РАБОЧИМ ТЕТРАДЯМ

YOUTUBE-КАНАЛ DROFAPUBLISHING — АРХИВ ВЕБИНАРОВ АВТОРОВ УЧЕБНИКОВ, УЧЕНЫХ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЕЙ-ПРАКТИКОВ, ОТКРЫТЫЕ УРОКИ, ИНТЕРВЬЮ С ВЕДУЩИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

ПАМЯТКА

Восприятие учебного материала — процесс отражения совокупности свойств изучаемого явления, их узнавание и отнесение к определенной категории уже известных свойств и явлений, их осмысление. В восприятии участвуют зрение, слух. Восприятие избирательно, оно зависит от индивидуального опыта, интересов, поставленной цели. Восприятие учебного материала по различным предметам предполагает особенности, связанные с объектом изучения. Это может быть слушание, рисование, чтение, рассматривание схем и моделей, таблиц, просмотр аудиовизуальной продукции, сопровождаемые анализом, выделением свойств изучаемого явления.

Условия хорошего восприятия:

  • постановка цели, задачи перед учащимися и организация их внимания;
  • подготовка, «препарирование» нового материала, его преподнесение (презентация) — связь с изученным ранее, четкое выделение нового, дозировка материала, деление его на части;
  • контроль восприятия каждым учащимся;
  • осмысление, осознание воспринятого, обобщение.

Очень важно, чтобы этап восприятия не был упущен на уроке. Без хорошо организованного восприятия невозможна активная познавательная деятельность учащихся.

Мотивация в обучении учащихся — побуждения, вызывающие их активность. Учебное действие учащегося содержит 4 ступени:

  1. мотивационную — осмысливание цели и задач;
  2. ориентировочную — осознание правил, формул, построение модели, алгоритма решения задачи;
  3. операционную — выполнение действий по алгоритму;
  4. контрольно-оценочную.

В идеальном варианте школьник проходит все ступени самостоятельно.

Развитие логического мышления на уроках. Логическое мышление (понятийное, отвлеченное, речевое) — один из видов мышления, наряду с предметно-действенным и наглядно-образным мышлением непосредственно связанное с языком, осуществляемое в форме речи — внутренней или внешней. Речь— канал развития мысли, способ ее формирования и формулирования. Поэтому развитие речи учащихся в процессе обучения является важнейшим способом развития логического мышления. Развитие логического мышления происходит в учебной деятельности при выполнении заданий логической направленности. Наибольшей эффективностью в развитии логического мышления обладают познавательные задачи, элементы проблемного обучения, построение алгоритмов решения различных задач по предметам, изучаемым в школе. Основой развития логического мышления является усвоение системы языковых понятий, понимание структуры языка, закономерностей его функционирования. Условием успеха в развитии логического мышления являются высокая познавательная активность учащихся, развивающее обучение по предметам школьного курса.

Развитие памяти в обучении. Память состоит в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком его знаний, опыта. На основе памяти действуют мышление и воображение. Виды памяти: по содержанию — двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая (речевая); по цели деятельности — произвольная и непроизвольная; по продолжительности сохранения материала — долговременная, кратковременная и оперативная. Хорошо развитая память — залог успешного обучения.

Черты хорошей памяти: скорость, точность и прочность запоминания, готовность к воспроизведению, активность памяти. Для синтеза речевых высказываний важен значительный объем оперативной речевой памяти, который мог бы обеспечить «упреждающий синтез» достаточно большого объема, т. е. до конца предложения. Память, все ее виды можно тренировать, при этом в тренировке памяти важен принцип значимости, интереса. В системе обучения по предметам необходимо запомнить достаточное количество слов и их значений, терминологию, свойственную каждому предмету, формулы, определения и пр. Полезно запоминать предложения и тексты, особенно художественные. Запоминается орфография — написание слов.

В языковой памяти важна основа запоминания и сохранения в памяти: зрительная, слуховая, логическая память. Для развития памяти используются упражнения в запоминании с одного, двух прочтений, воспроизведение текстов по памяти, в том числе письменное, запо­минание грамматических правил, определений, формул и др.

Развитие познавательного интереса к предмету — один из элементов мотивации учения, активное отношение учащихся к материалу и к самому познанию, соответствующий настрой учащихся. У младших школьников преобладает интерес к формам, приемам познавательной деятельности, у старших — к содержанию, к самому предмету. В методике разработаны приемы, виды работ, возбуждающие интерес: занимательные приемы, игровые моменты, элементы соревнования, подбираются яркие по содержанию и форме тексты, используются картины и другие наглядные пособия, применяется с успехом юмор. Среди видов работ по различным предметам первое место занимают творческие работы, характер которых зависит от специфики предмета. В развитии познавательного интереса существенна роль факультативных занятий.

Будьте благоразумны

Совет: Не стоит строго придерживаться всех правил. Это не всегда приводит к хорошим результатам.

Среда обучения, скованная множеством правил и запретов, охлаждает отношения между учителем и учениками и рано или поздно приводит к бунту. Вы устанавливаете правила, чтобы создать нормы поведения, но они не являются идеальным средством для управления вашим классом сами по себе.

Избегайте эскалации конфликта

Совет: Скажите «нет» публичным наказаниям.

Конфликт с учеником, который происходит на глазах его одноклассников, зачастую непродуктивен и нерационален. Не отчитывайте ученика, нарушающего дисциплину, перед всем классом. Выбрав такую тактику, вы только навредите ситуации. Пристыженный перед своими товарищами ученик, будет вынужден защищаться и ситуация зайдет в тупик.

Если поведение ученика не вписывается ни в какие рамки, можно на пару минут вывести его из класса для короткой беседы, которую можно продолжить после урока. В беседе сохраняйте спокойствие, приводите рациональные аргументы в поддержку своей позиции и обязательно выслушайте позицию ученика. В 90% случаев конфликт будет улажен, а ученик сохранит свое лицо перед сверстниками.

Не наказывайте за все подряд

Совет: Не тратьте энергию попусту, наказывая за каждый проступок.

Не стоит распыляться на каждую мелочь и акцентироваться на мелких проступках. Определите свою «крайнюю черту», которую нельзя переступать и если такая черта пройдена, будьте готовы методично и последовательно заявлять о своих требованиях.

Не горячитесь

Совет: Сохраняйте спокойствие и делайте свою работу.

Когда вам кажется, что все вышло из-под контроля, вы все еще можете управлять своей реакцией.

Старайтесь не кричать. Криком вы добьетесь всего чего угодно, но не уважения и доверия. Вы завоюете гораздо больший авторитет у ваших учеников, если сможете сохранять спокойствие в любой ситуации и будете действовать в строгом соответствии с установленными заранее правилами поведения.

Действуйте по плану

Совет: Всегда держите в уме то, какие проступки каких наказаний заслуживают.

Всегда имейте план. Очень важно, чтобы для каждого проступка было соответствующее наказание. Строго придерживайтесь этого плана. Ваши ученики будут испытывать вас, но если ваша реакция всегда будет одинакова, то эта игра закончится достаточно быстро.

Включение и выключение

Совет: Обращайтесь к вашим ученикам по имени и отчеству, приветствуя их при входе в класс.

Таким образом, вы как бы «включаете» в ученике официально-деловой тон, способствующий проведению урока, и разряжаете их озорной заряд, полученный на перемене.

Встаньте на их место

Совет: Старайтесь время от времени смотреть на вещи глазами своих учеников.

Всегда помните, что перед вами живые люди, а не роботы, которые обязаны подчиняться вашим командам.

Проявите эмпатию, чтобы лучше понимать ваших учеников и тогда вам будет намного легче найти общий язык.

Узнайте их поближе

Совет: Постарайтесь установить близкие отношения с вашими учениками и покажите, что вам не все равно.

Время, потраченное на установление доверительных и честных отношений с вашими учениками, окупится во сто крат, будьте уверены.

Не атакуйте «в лоб»

Совет: Избегайте конфронтаций с проблемными учениками, но попробуйте понять их.

Ученики, которые проявляют девиантное поведение, как правило, маскируют этим какие-либо проблемы. Постарайтесь максимально аккуратно выяснить причины такого поведения и найти общий язык с таким учеником.

Никаких обид

Совет: Не принимайте на свой счет обидных слов. Начинайте каждый день с чистого листа.

Всегда помните, что перед вами дети. Иногда они будут хотеть задеть вас, но вы никогда не должны показывать, что у них это получилось. Еще лучше, если у них это вообще не будет получаться, поскольку вы ничего не будете принимать на свой счет.

Сделайте родителей своими союзниками

Совет: Не бойтесь общаться с родителями.

Родители действительно могут стать вашими союзниками. Звоните им не, только когда хотите пожаловаться на ученика, но и чтобы сообщить о его успехах или же просто, чтобы сказать о том, какого хорошего ребенка они воспитали.

Задавайте простые вопросы.

Совет: Задавайте ученикам простые вопросы, чтобы помочь им почувствовать себя более комфортно.

Будьте дружелюбными с вашими учениками. Это поможет им почувствовать себя более комфортно на ваших уроках. Общение очень важно, чтобы помочь им почувствовать себя более свободно с вами. Организовывайте стихийные дискуссии на отвлеченные темы и задавайте простые наводящие вопросы. Это будет стимулировать их интерес и доверие к вам.

Взаимное уважение.

Совет: Уважение должно стать золотым правилом вашего класса.

Относитесь к вашим ученикам так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам. Воспитывайте в ваших учениках такое отношение и друг к другу. Прежде чем сказать кому-либо что-либо, подумайте о том, что бы вы почувствовали, если бы услышали то же самое.

Будьте последовательны.

Совет: Будьте последовательны в ваших дисциплинарных ожиданиях.

Будьте последовательны в исполнении установленных вами правил поведения. Этим вы завоюете себе уважение. Правила должны быть едины для всех, в том числе и для вас. Это создаст атмосферу доверия и равенства.

Командная работа

Совет: Стимулируйте учеников работать вместе, используя награды.

Разделите класс на команды и фиксируйте успехи каждой команды в специальной общедоступной таблице (ее можно вывесить на доске). Команда, которая наберет наибольшее количество баллов, получит специальный приз. Вы можете снимать баллы с команды, когда кто-либо из ее членов будет нарушать дисциплину и начислять их по окончании дня, если нарушений не было. Кроме того, баллы можно начислять за успехи в учебе. Это будет стимулировать учеников работать в команде, кроме того, каждый отдельный член команды будет стремиться не подвести команду.

Взаимодействуйте с коллегами

Совет: Не бойтесь просить других о помощи.

Задавайте вопросы и обращайтесь за помощью к коллегам. Вы не обязаны знать и уметь все на свете. С вами наверняка работают более опытные педагоги, которые уже сталкивались с той же проблемой, что и вы. Не стесняйтесь обращаться к ним за помощью.

Настроение заразительно

Совет: Зайдя в класс, оставьте ваши проблемы за дверью.

Ваше настроение передается вашим ученикам. Если вы всем своим видом показываете, что вам сейчас не до урока, то как вы можете ожидать заинтересованности и прилежности от ваших учеников?

Покажите, что вам важен их успех

Совет: Покажите вашим ученикам, что вы искренне переживаете об их успеваемости.

Ваши ученики должны знать – вам очень важны их успехи. Вам придется взять на себя ответственность за их неуспеваемость. Если им скучно, они устали, им хочется заняться чем-то другим, то причина этому только вы.

Переходы

Совет: Научитесь управлять переходами.

Переход от перемены к уроку, от группового обсуждения к индивидуальной работе, от изучения теоретической части к работе с практическими заданиями: каждый переход можно разбить на этапы, чтобы обеспечить наилучший контроль над каждым переходом.

Будьте гибкими

Совет: Не зацикливайтесь на одном стиле подачи информации.

У многих учителей с опытом формируется своя методика подачи информации. Со временем это может начать навевать скуку на ваших учеников. Вносите разнообразие! Когда процесс обучения становится слишком скучным и предсказуемым появляются и проблемы с поведением.

Ясность

Совет: Стремитесь к ясности, четкости и простоте.

Если вы хотите завладеть вниманием учеников, постарайтесь максимально ясно, просто и четко излагать учебный материал. Кроме того, ученики должны понимать, зачем они это учат и что им это дает.